Власть отнимает у частных банков клиентов. Об этом заявляют владельцы коммерческих финансовых учреждений. «Определенные государственные компании получили указание уйти из частных банков. То есть мы работаем с предприятием, и нашим клиентам это нравится. Но вдруг они получают приказ в течение месяца перейти в государственный банк. Часто — вопреки своей воли и без объяснений. И когда мы заявляем о том, что строим страну со свободной конкуренцией, то использование таких советских административных указаний — дорога в никуда», — говорит заместитель председателя правления ПУМБ Алексей Волчков.
«Зарплаты переводятся в госбанки, кредиты остаются в коммерческих банках, их обслуживание существенно ухудшается, Нацбанк и правительство делают вид, что ничего не происходит», — говорит заместитель председателя правления по вопросам розничного бизнеса УкрCиббанка Константин Лежнин. По его словам, сегодня коммерческие банки выдали около 30 миллиардов гривен кредитов работникам бюджетной сферы, которые обычно обслуживаются за счет поступлений зарплаты. Именно поэтому перевод госструктур в госбанки приводит к резкому «перекосу» в платежной дисциплине по кредитам.
Речь идет о протокольных решениях Кабмина №74 и №76, принятых прошлой осенью. Ими правительство обязало ряд бюджетных организаций перейти на обслуживание в государственные банки. «Множество детских садов и школ, больниц, которых обслуживали банки третьей и четвертой группы. За 2014 год 33 таких банка признали неплатежеспособными, и начался массовый переход этих учреждений в другие. И хотя решение не является обязательным, но если поступила рекомендация от главного акционера предприятия, то оно ее выполняет», — говорит исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова.
Банкиры убеждены: соответствующие решения Кабмина являются прямым нарушением законодательства. В частности, речь идет о законе «Об оплате труда», статья 25 которого закрепляет право каждого сотрудника лично решать, каким образом и через какую банковскую структуру получать заработную плату. Кроме того, нарушается и закон «О защите прав потребителей», поскольку каждый сотрудник является потребителем банковских услуг. А государство, в свою очередь, «обеспечивает потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора продукции, получения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования продукции в соответствии с их потребностями».
В государственных банках, которые получают новых клиентов, пожимают плечами. Мол, никакого отношения к протокольным решениям Кабмина не имеют и, наоборот, — за свободную конкуренцию на финансовом рынке. «Позиция нашего банка всегда заключалась и будет заключаться в том, что мы очень уважаем всех коллег. И мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы не было «перекоса» в платежной системе, клиент должен сам выбирать. Использование административного ресурса сегодня ни к чему хорошему не приведет. Мы не сможем тогда предоставлять те качественные услуги, к которым привык клиент», — говорит заместитель начальника операционного управления Укрэксимбанка Елена Очеретная.
Выход из ситуации банкиры видят в создании прозрачных правил тендеров, в которых будут принимать участие и государственные, и коммерческие банки.