Правительство готовит изменения к бюджету на вторую половину 2013 года. Пересматривать, по заданию Президента Украины Виктора Януковича, нужно в сторону увеличения. Как сообщают источники «Дня», приближенные к бюджетному процессу, основная идеология очередных бюджетных правок традиционна и означает сохранение роста социальных выплат и компенсации разницы в тарифах. Рассматривается и вариант создания Регионального фонда развития, который будет поднимать разного рода региональные проекты. Единственный вопрос: откуда власть возьмет на все это дополнительные средства? Ведь падение ВВП Украины в первом квартале 2013 года составляет 1,1%. В департаменте макроэкономического прогнозирования Минэкономторговли все списывают на снижение экспорта на 6,8%. «Это объективно связано с сохранением в начале 2013 года неблагоприятной ценовой ситуации на внешних рынках основных товаров украинского экспорта в условиях продолжающихся рецессионных процессов в еврозоне, что соответственно повлияло на развитие как внутренне ориентированных, так и смежных секторов экономики», — говорится в сообщении о причинах падения экономического роста. О дополнительных резервах и источниках наполнения бюджета в министерстве — ни слова. Надеяться на спасительный кредит от МВФ не стоит, потому что главные требования кредитора не выполнены. Поэтому невольно возникает вопрос: не заплатит ли снова бизнес? «День» поинтересовался у экспертов и представителей бизнеса: финансирование каких бюджетных статей нужно пересматривать.
Владимир ЛАПА, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:
— Остались достаточно большие суммы кредитной задолженности бюджета перед аграриями. Очевидно, в рамках пересмотра бюджета, нужно заложить эти средства, чтобы в конечном итоге погасить долги сельхозпроизводителям. Ведь сегодня кредитование до сих пор является очень проблемным вопросом. Так, по итогам года, объем кредитования АПК — 35 миллиардов гривен. Брать больше интерес есть. Но кредитные ставки, невзирая на снижение, так и остались на уровне 20% годовых. Мешает наращивать кредитный портфель и отсутствие залога для банка, потому что все имеющееся имущество уже предано для получения других кредитов. При нормальных ставках потенциал кредитования агросектора составляет вдвое больше нынешних объемов.
Второй вопрос, который необходимо поднять, — вернуть аграриям средства, собранные из 1,5% сбора на развитие садоводства и виноградарства. По логике, средства от этого сбора направляются на развитие сектора, но, согласно закону о бюджете на 2013 год, они направлены в общий бюджетный фонд, кроме 100 миллионов. Однако это мизерная сумма, потому что общая цифра от сбора по итогам года ожидается на уровне свыше миллиарда гривен.
Анатолий БЛИЗНЮК, народный депутат Украины, экс-министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины:
— Для начала необходимо эти деньги заработать. Есть ли у нас эти дополнительные деньги, чтобы их выделять? Я не знаю. Сегодня из общего объема потребления энергоносителей 30% используется для работы ЖКХ. Если хотим экономить и не покупать дорогой газ, то как минимум 30% дополнительных средств в измененном бюджете следует направить именно в жилищно-коммунальный сектор. На эти деньги — менять трубы, чтобы уменьшить потери воды, создавать альтернативные котельные (использовать торф, солому), то есть вкладывать в энергосберегающие технологии, проводить термоизоляцию домов. Еще важный вопрос компенсации разницы в тарифах. Если принято решение не поднимать тарифы, то следует найти источники компенсации из бюджета разницы коммунальных тарифов. Если в прошлом году в целом в системе энергетики и ЖКХ на эти цели расходовалось почти 16 миллиардов гривен, то в нынешнем году данная сумма должна быть не меньше.
Сергей ПРОХОРОВ, первый вице-президент «Украинского союза промышленников и предпринимателей»:
— Бизнес считает, что нужно вкладывать средства в развитие инфраструктуры, потому что это увеличение товарооборота, приход новых технологий, наращивание потока туристов. Если создать, например, условия для развития речного транспорта, малого флота, в частности углубить Днепр, то можно значительно удешевить транспортное соединение внутри страны и получить дополнительные возможности для развития туризма. Речной туризм — это целая философия: корабли-гостиницы перевозят пассажира из города в город. Нужно развивать эту морскую инфраструктуру, потому что во времена СССР судоходными были семь тысяч км рек, а теперь — всего лишь 2—2,5 тысячи км. Кроме того, увеличить суммы на возмещение НДС, уменьшить авансированную уплату налога на прибыль. Сегодня есть пример, когда предприятия оплатили налог на прибыль на два года вперед! Одним словом, нужны справедливые отношения между властью и бизнесом. Это основные ожидания бизнеса.
В целом же предприниматели боятся пересмотра бюджета, потому что это может превратиться в выкручивание рук. Чтобы этого не случилось, необходимо строить диалог между властью и бизнесом.
Оксана КАЛЕТНИК, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета:
— Бюджетных денег едва хватает на выживание страны. Дефицит колоссальный и, думаю, что дыра в 50 миллиардов гривен — это еще не предел. Сегодня некоторые действия исполнительной власти свидетельствуют о скрытом дефиците. Если учесть средства государственного казначейства, которые оно не выплатило по своим обязательствам, то это просто очевидно. На мой взгляд, реальный дефицит бюджета в 2013 году уже составляет около 100 миллиардов гривен. Почему так происходит? Во-первых, на низком уровне планирование. Я не обвиняю только действующую власть в этой ситуации, потому что проблема накапливалась годами. Но ее негативные последствия очевидны — мы не видим, чем живем и на что можем рассчитывать. Как быть? Нужна прогнозируемость и реалистичность бюджетного процесса и доходов к нему. Государственные средства, в первую очередь, следует направлять в капитальные расходы, например, в инфраструктурные объекты и стратегические предприятия. В настоящий момент очень трудно прогнозировать, когда эти изменения к бюджету будут рассмотрены.