Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прифронтовая реконструкция

К объединенной энергосистеме Украины подключен обновленный 9-й блок Кураховской ТЭС
3 июня, 2015 - 11:42
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

От линии разделения, а вернее, от линии фронта до Кураховской ТЭС (г. Курахово, Донецкая область) всего 18 километров. За последний год на станции не однажды слышали орудийные залпы, сюда не раз долетали если не снаряды, то их осколки. Неслучайно гостям, приехавшим на пуск реконструированного 9-го блока, было предписано даже вне производственных корпусов ходить в касках — все-таки защита. Но внешне тут все спокойно. Массово цветут акации, и воздух на территории, как в парке. Еще издали обращают на себя внимание  станционные трубы. Из одной из них валит черней дым, из другой он даже вблизи почти не  заметен — это результат реконструкции. Журналисты корпоративного издания подсчитали, что новый электрофильтр позволяет в 40 раз уменьшить выбросы угольной золы.

«Модернизация проходила с апреля 2014 года, фактически один год, — говорит директор станции Анатолий Боричевский, — в результате, ожидается увеличение установленной мощности блока с 210 до 225 МВт. Диапазон маневренности (он характеризует оперативность выполнения команд диспетчера Объединенной энергосистемы Украины) теперь составит от 50% до 100%, удельный расход топлива снизится на 10%. Реконструкция продлит срок эксплуатации энергоблока на 15 лет, повысит его КПД. За год рабочие и инженеры обновили основные узлы блока №9 (из семи работающих он был модернизирован пятым) — турбину, котел, генератор, трансформатор».

На пуск блока приехал (в сопровождении вооруженной охраны) глава военно-гражданской администрации генерал Александр Кихтенко. Отвечая на вопрос «Дня», он сказал: «Это трудовой подвиг энергетиков. Станция работает в очень сложных условиях. Повреждены линии электропередач, есть недостаток угля, государство имеет задолженность перед станцией за произведенную электроэнергию, и то, что более 700 миллионов гривен вложено в реконструкцию блока — это позитив не только для станции, но и для всей энергосистемы Украины. Это пример того, что и в таких сложнейших условиях, фактически в зоне ведения боевых действий, можно и нужно думать об экономике, о благополучии людей и развитии государства».

Продолжая общение с журналистами, генерал слышит упрек. Мол, не только на сепаратистских, но и на украинских блокпостах требуют взятки. «Об этом говорят, но никто еще в отношении наших военных не делал заявлений, — парирует генерал. — Я предлагаю: напишите официальное заявление, и мы будем возбуждать уголовное дело против тех, кто практически борется таким образом против государства Украина. Если зло есть, его нужно победить. Мы сегодня тоже наблюдали неэффективную работу на пропускном пункте. Пока мы выдвигались сюда, я дал соответствующую команду по телефону, и руководитель пограничной службы уже прибыл на место и разбирается... Я возьму это на личный контроль, и, думаю, меры будут приняты».

Тем временем в диспетчерской реконструированного блока, где смонтирована современная автоматизированная система управления технологическими процессами, завершается подготовка к пуску. «День» использовал небольшую паузу, чтобы пообщаться с начальником смены станции Александром Карой. Молодой специалист уверен, что операторы пульта управления блоком за смену теряют примерно полкилограмма веса. «И на старом оборудовании, и на новом, которое смонтировано на 9-м блоке, потери одинаковые?» — спросил «День». «На новых пультах рабочее место оператора усовершенствовано, работает автоматика, то есть человеческий фактор приближается к нулю. Поэтому нервничаешь куда меньше. Главное — следить за сигналами автоматики».

Звучит команда: «Увеличить обороты до трех тысяч». — «Есть, увеличить до трех тысяч!» — отвечает диспетчер. «Подключить блок к Объединенной энергосистеме», — и  инженер нажимает какую-то кнопку. Блок выдал напряжение в сеть. Люди кричат «Ура!» и аплодируют, хотя эта торжественная процедура еще не говорит о том, что все работы завершены — впереди  тщательная пусконаладка, необходимая для того, чтобы вся аппаратура работала надежно, как часы.

К сожалению, так получается не всегда. Достаточно сказать, что, по словам Боричевского, на Кураховской станции склад угля составлял всего 90 тысяч тонн. А этого хватает лишь на шесть дней работы, говорит директор. Кихтенко переводит разговор с журналистами на темы экономической безопасности государства: «Если мы сегодня не примем меры, существует реальная угроза остановки энергосистемы Украины. Это очень опасно для государства... Мне очень неприятно, что остановилась Славянская ТЭЦ, потому что чуть больше месяца назад я принимал там участие в пуске отремонтированного блока, который сделали практически с нуля. Я буду совместно с руководством Славянской ТЭЦ готовить официальные материалы для Кабинета Министров и Президента Украины — нужно принимать меры».

И действительно, в день пуска 9-го блока на Кураховской ТЭС, что воспринималось на предприятии как радостное событие, ситуация в энергетике Украины в целом в очередной раз обострилась. Кроме Славянской, была отключена еще и Змиевская ТЭС. Некоторые станции работали лишь одним блоком, что означает, как поясняют специалисты, что в таком режиме им не то что своих рабочих не прокормить, но и с шахтерами не рассчитаться. Получается, что выгоднее совсем остановиться, чем так работать. Между тем «Укрэнерго» сообщало, что запасы угля на складах ТЭС во вторник составляли 954 тысячи тонн. Только непосвященному эта цифра не покажется угрожающей.

Но в энергетике не бывает «средней температуры по больнице». Работает только тот, у кого есть уголь, а тот, у кого его нет, стоит. По данным «Укрэнерго», во вторник из-за отсутствия топлива не работали 30 энергоблоков и два корпуса ТЭС суммарной мощностью около 8 тысяч  МВт. В аварийных ремонтах из-за повреждений были еще один блок и два корпуса суммарной мощностью 450 МВт. Боричевский объясняет журналистам, что кроме отсутствия угля сейчас уже начинает действовать фактор повышенного потребления. «В энергосистеме появилось такое понятие, как «летний максимум», — объясняет он, — поэтому станции и летом загружены, как говорится, под завязку. В быту теперь используется очень много такого оборудования, как кондиционеры, холодильники, морозильники, охладители. Зимой был небаланс энергосистемы 2000 МВт, и сейчас почти такой же...»

Представитель харьковского завода «Турбоатом» Александр Бураков, поздравляя коллектив станции, старался внести в разговор позитивную струю. Он назвал модернизацию 9-го блока «вкладом в нашу, украинскую,  энергетику»: «Вся эта работа выполнена украинскими компаниями. В ней участвовали и мы, машиностроители, и монтажники «Электротяжмаша». В этом направлении в стране есть очень большой объем работ по модернизации существующих блоков, но, кроме того, мы готовы поставлять современное оборудование большой мощности для новых блоков по 500 — 800 МВт. Пока же мы работаем в основном на экспорт. Сейчас идет отгрузка оборудования на два блока в Казахстане». Бураков призвал правительство задуматься над тем, чтобы организовать в Украине выпуск мощного, надежного и экономичного оборудования для ТЭС, что позволит использовать меньше топлива.

Преисполнен оптимизма и народный депутат Сергей Сажко. Покидая станцию, он сказал «Дню»: «Пуск модернизированного энергоблока, конечно, скажется на стабильности работы всей энергетической отрасли Украины». Согласны ли с этой оценкой сами энергетики? Они считают, что стабильность может наступить только в том случае, если в стране будет налажена добыча угля, которая сейчас, по их мнению, практически остановлена (с шахт вывозится только «черное золото», добытое ранее), и если для тепловой генерации будет установлен справедливый тариф вместо нынешнего, практически равного тарифу для гидростанций.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ