Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Процесс распада

Как российский и украинский ОПК переживают «разрыв»
19 февраля, 2015 - 10:29

Российские чиновники уверяют, что уже смогли избавить оборонный комплекс от зависимости, планомерно замещая украинские комплектующие. Замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил недавно, что для России «украинский вопрос закрыт», тут же уточнив, что «импортозамещение идет своим ходом». «В июле 2014 года Верховным Главнокомандующим утверждены планы-графики по импортозамещению украинской продукции. Деньги выделены. У нас и так особых проблем нет. Сегодня мы нашли все меры, чтобы ни в коем случае динамика поступления техники от этих позиций не страдала», — цитируют Борисова РИА Новости. Сообщалось, что от поставок комплектующих с украинских предприятий зависели около 200 образцов вооружений и военной техники, из которых самыми болезненными для российской промышленности оказались двигатели для вертолетов и кораблей. Количество видов украинских узлов и агрегатов  вообще измеряется сотнями.

Подобные заявления — явно поспешны, поскольку на самом деле российские оборонные предприятия пока не смогли полноценно заменить ряд важных комплектующих из Украины. И на «динамике поступления» это как раз и отображается.  Так, сложности есть с постройкой фрегатов проекта 11356 на заводе «Янтарь» в Калининграде. Если изначально серия должна была состоять из шести единиц, то теперь ее уже уменьшили на один корабль, да и их постройка затягивается. До разрыва отношений с Россией Николаевский завод «Зоря-Машпроект» поставил двигатели всего для трех фрегатов, из которых только один уже построен и проходит швартовные испытания. Причем его Черноморский флот дожидается аж с 2010 года, но сроки постоянно переносили. В 2011-м должен был прийти уже второй корабль, но он еще достраивается, на третьем смонтировали силовую установку. А вот на оставшиеся фрегаты планируют теперь установить двигатели рыбинского НПО «Сатурн», которое предложило два варианта. Как пишут российские специализированные СМИ, проблема в том, что М90ФР по 27 тыс. лошадиных сил используются для более мощных фрегатов, а М70МФРУ и вовсе создавали для других кораблей, и их потребуется не по два, а по четыре на каждый фрегат. Они уже выражают сомнения, не ограничится ли серия вообще тремя кораблями. Ведь различные габариты силовых установок приведут к крупным переделкам внутрикорабельного пространства, что еще больше затянет строительство и повысит его стоимость.

Разрыв кооперации с Украиной ощутили и предприятия, задействованные в создании торпед. Посетив на  Северном Кавказе завод «Дагдизель», российский вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что этому крупному предприятию грозит банкротство. Сообщается, что трудности возникли после обострения ситуации в Украине, поскольку «Дагдизель» сотрудничал с украинскими производителями, а сейчас это невозможно. Чиновник не назвал смежников, но известно, что еще в советские времена НПО «Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского» было задействовано в кооперации по производству минно-торпедного оружия. Предприятие производит комплекты аппаратуры управления для разных торпед, ракетного противолодочного комплекса «Медведка» и т.д. Рогозин заявил, что необходимо увеличивать степень госучастия в «Дагдизеле» (предприятие имеет госпакет акций 38%), чтобы не сорвать его модернизацию. Что государство должно возвратить над предприятием контроль, и вопрос о том, как именно это можно сделать, будет обсуждаться с руководством республики и другими заинтересованными сторонами.

А от использования ракет-носителей «Рокот» Россия может и вовсе отказаться: по сообщениям в российских СМИ, оборудование производства харьковского «Хартрона» попало под запрет как такое, которое может быть использовано в военных программах. Помимо гражданских космических аппаратов, «Рокот» выводил в космос и военные спутники связи. Как прокомментировал российским «Известиям» главный конструктор компании «Хартрон-Аркос» Анатолий Камотус, предприятие получило распоряжение получать от российских контрагентов гарантии того, что его продукция не будет использоваться в военных целях. И добавил, что в международных космических проектах оборудование продолжат использовать.

Украинские оборонные предприятия также страдают от разрыва корпоративных связей с российскими производителями, что и прогнозировалось, но переносят это по-разному. Так, подводя итоги прошедшего года, директор НПКГ «Зоря-Машпроект» Константин Картошкин отметил, что на протяжении 2014-го завод работал, не пользуясь услугами рынка России. И «несмотря ни на что, удалось избежать многих проблем, не было перебоев с выплатой зарплаты». Он сообщил, что заказами предприятие обеспечено: в ближайший год запланировано производство 72 двигателей. Есть договоренности о поставке оборудования морского назначения для ВМС Индии и Вьетнама.

Другое же крупное предприятие, «Южный машиностроительный завод им. А. Макарова», из-за отсутствия заказов даже приостановил свою работу. Работники уже несколько месяцев почти не получают зарплаты, значительная часть ушла в вынужденный отпуск. В прошлом году объемы производства ЮМЗ ракетно-космической техники по договорам с РФ по сравнению с 2013 годом снизилось в 17 раз. Осенью, когда завод посетил Президент Украины, ему продемонстрировали новые разработки инженеров: ручной гранатомет, сверхлегкий самолет и мобильный комплекс наблюдения. Петр Порошенко пообещал предприятию госзаказ на производство высокоточного оружия, крылатых ракет. Недавно пресс-служба ЮМЗ сообщила, что заключенные контракты завода на 2015 год оцениваются почти в миллиард гривен, а дополнительная потребность в дозагрузке производственных мощностей — еще в полтора. «В общем объеме ориентировочной загрузки мощностей ЮМЗ для обеспечения стабильной работы в 2015 году доля отрабатываемого в настоящее время гособоронзаказа оценивается в 30 процентов», — сообщила пресс-служба. Предприятие продолжает участие в международных космических проектах и программах, получило заказ на постройку двух десятков тракторов.

Добавим, что Украина по-прежнему зависима от российских комплектующих.  Концерн «Укроборонпром» налаживает самостоятельный выпуск всех необходимых комплектующих, которые ранее поставлялись из России. Как сообщил директор «Укроборонпрома» Роман Романов, оттуда брали около 30 тысяч наименований, а сегодня отечественные заводы производят уже около 11 тысяч заменителей. «Прежде всего речь идет об авиационной технике, где мы вообще поднялись после прекращения сотрудничества. Там уже налажен выпуск более четырех тысяч категорий изделий», — сказал он недавно. И подчеркнул, что при сохранившейся цене изделия «эти деньги остаются в Украине».


К ТЕМЕ

Анна ГОПКО: «Важно наладить производство оружия здесь»

Привлекши совместный менеджмент и инвестиции, необходимо запустить в Украине производство защитного оружия. Об этом сообщила глава парламентского комитета по иностранным делам, депутат фракции Объединения «Самопоміч» Анна Гопко во время презентации меморандума по ЕБРР о создании Проектного офиса по координации разработки и внедрения реформ в Украине.

«Важно не только привлекать из-за границы защитное оружие, но и наладить его производство здесь, возобновляя военно-промышленный комплекс, создавая новые рабочие места», — убеждена депутат.

Гопко отметила, что военные разработки Украины были чрезвычайно сильными еще во времена Советского Союза, потому в настоящее время идут переговоры с западными партнерами о возрождении этого комплекса для оборонных потребностей страны.

Депутат также обратила внимание на потребность направления финансовой помощи, которую получает Украина, для модернизации предприятий.

«Это один из главных вопросов, чтобы макроэкономическая помощь не проедалась на зарплаты и пенсии, а была инвестирована в конкретные проекты, которые обеспечат новые рабочие места и помогут модернизировать предприятия», — отметила парламентарий.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ