Вчера парламент проголосовал один из обязательных «евроинтеграционных» законов, который предусматривает открытие для общественности единого реестра людей, совершивших коррупционные правонарушения. Иными словами — закон обязывает власть вести и обнародовать своеобразные «черные» списки непорядочных чиновников, которые запустили руку в государственную казну.
ПАРЛАМЕНТАРИЙ:
«ТОЛЬКО НЕБОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ДЕПУТАТОВ ПОНИМАЕТ, КАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО»
«За» законопроект №2837 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации государственной антикоррупционной политики (авторы — Павел Петренко («Батьківщина»»), Виктор ЧУМАК (УДАР), Сергей ТИГИПКО (Партия регионов) и Олег Махницкий («Свобода») проголосовали 373 народных депутата из 417 зарегистрированных в зале («против» — 0, «воздержались» — 0, «не голосовали» — 44).
Интересно, что среди 44 нардепов, которые «не голосовали», — председатель Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Валерий Хомутынник, экс-заместитель председателя Бюджетного комитета, а сейчас первый заместитель председателя Комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Владислав Лукьянов. К сожалению, телефон Хомутынника не отвечал. А вот Лукьянов объяснил, что «в то время, когда происходило голосование в целом, он подходил к спикеру и пропустил». А так он, очевидно, стал бы единственным депутатом, который проголосовал бы «против». «Этим законопроектом мы существенно расширяем круг родственников, относительно которых нужно предъявлять декларацию. Этот вопрос можно было бы обсудить. И не делать такие преждевременные шаги... Также понятно, что чиновник, относительно которого будут приниматься какие-то обвинительные приговоры, должен быть отстранен от государственной службы, но непонятно, на какое время, если кто-то из родственников совершил какие-то действия, как это может влиять на него, как это будет соответствовать Конституции... Если один человек может нанести какой-то вред, то мы возвращаемся к 37-му году (1937. — А.Д.), когда вся семья начинает отвечать за одного человека. Закон должен быть взвешенным. И у меня были предложения и замечания доработать этот законопроект, а не принимать его в целом. И когда в зале было обсуждение, я сказал, что у меня есть замечания и предложения к законопроекту, но голосование состоялось с некоторым нарушением регламента, потому что и у других народных депутатов были замечания, но так получилось, что законопроект уже был проголосован», — рассказал в комментарии «Дню» Лукьянов.
Нардеп убежден, что лишь небольшая часть из этого большинства народных депутатов, которые проголосовали «за» законопроект и в первом, и во втором чтении, понимает, какое решение принято. «Мы пытаемся строить прозрачное демократичное государство, и иногда наши шаги очень широкие. Боюсь, чтобы штаны не треснули. Очень мало депутатов поняли, за что они проголосовали», — убежден Лукьянов. На вопрос «Дня» — отчего же депутаты голосуют за то, что они не понимают, нардеп спокойно ответил: «Есть согласованная позиция, что нужно очень быстро принять все законопроекты относительно евроинтеграции, сделать все, чтобы Украина подписала соглашение об Ассоциации с ЕС».
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ:
«МЫ ПОЛУЧИЛИ РЕАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БОРЬБЫ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИЕЙ»
А вот общественные активисты, которые из своих баррикад ведут борьбу с коррупцией, убеждены: синхронное голосование «за» вышеупомянутый законопроект — это победа. «Этот закон стал огромным шагом вперед в вопросе борьбы с политической коррупцией в Украине», — отметил «Дню» председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. Следующим шагом, отмечает эксперт, станет претворение данного закона в жизнь. Но это можно будет увидеть только через год, говорит Шабунин.
Сколько фамилий будет в так называемом «черном» списке, точно неизвестно. Но точно счет будет идти не на десятки и даже не на сотни фамилий. К сожалению. И это при том, что настоящие «акулы коррупции» в этот список не попадут, убеждены эксперты. «Как правило, ТОП-коррупционеры в такой список не попадают. Там оказываются в основном исполнители, которых просто «сливают» как ненужных», — отметил «Дню» Шабунин. Но, продолжает он, интересно будет просто взять этот список и посмотреть: работают ли эти люди и дальше в государственных структурах. Ведь за каждым именем, попавшим в этот перечень, есть решение суда, которое свидетельствует о совершении административного правонарушения этими людьми. Другими словами — доказана вина человека, а следовательно, просто преступно доверять ему выполнять государственные дела, а тем более распоряжаться деньгами налогоплательщиков, да еще и платить ему за это заработную плату из госказны.
Что делать, если так случится, что человек, внесенный в черный список, будет продолжать служить государству — закон №2837 пока ответа не дает. «Кто виноват и какой должна быть ответственность за это — законом на данный момент не урегулировано, — отмечает Шабунин. — Но здесь включается рычаг элементарного политического давления к руководителю этого человека: как ты мог не уволить человека, вина которого доказана в суде? Он делал это правонарушение по твоему указанию?»
Однако самое интересное в законопроекте №2837, по словам Шабунина, — далеко не список. В соответствии с нормами, которые содержит этот законодательный акт, финансовые декларации всех без исключения высокопоставленных должностных лиц должны появиться в свободном доступе, и почти вдвое снижается минимальная сумма расходов, за которые они уже должны в этих декларациях отчитываться. Кроме того, появляется механизм контроля финансовых деклараций чиновников.
«Нормы, которые содержит этот законопроект, могут превратить декларации, которые сдают чиновники в реальный инструмент контроля за их деятельностью. Ключевое то, что в декларациях появятся юридические лица, которыми владеют члены семьи чиновников. Можно будет понять почему самыми богатыми женщинами в стране являются жены государственных служащих. То есть, мы сможем взять юридические лица, которыми эти люди владеют, и посмотреть, выигрывали ли они какие-то «странные» государственные тендеры, владеют ли эти юридические лица теми компаниями, которые выигрывали государственные тендеры, даже если они спрятались под вуаль оффшорных компаний. Данный закон дает поле для анализа. И это — ключевое в нем», — подчеркивает «Дню» Шабунин.
Этот законопроект должен стать реальным инструментом для журналистов и общественных деятелей в борьбе с политической коррупцией. Впрочем, как отмечают общественные активисты, в нем еще не хватает одного очень важного пазла — установления ответственности за неправдиво внесенные данные в декларацию госслужащих. И это должна быть, по мнению ГПК, только уголовная ответственность. «В США, если госслужащий вносит неправдивые данные в свою декларацию, то его освобождают «автоматом», а по решению суда, он еще и сядет на 5 лет за решетку», — подчеркивает Шабунин.
ЖУРНАЛИСТЫ:
«ГРАЖДАНЕ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ, ЧТО, У КОГО И ПО КАКОЙ ЦЕНЕ ПОКУПАЮТ ЗА ИХ ДЕНЬГИ»
«Борьба с коррупцией всегда начинается с возможности ее увидеть. Без этого все остальное (наказание, списки, штрафы) не имеет смысла. Как только появляется возможность увидеть факт совершения коррупционных действий, или факт бездеятельности, или безнаказанности с этим что-то уже можно делать», — подчеркивает председатель правления Центра противодействия коррупции. В этом контексте, подчеркивает он, чрезвычайно важно, чтобы парламент так же синхронно проголосовал еще один очень важный законопроект, который в настоящее время находится на рассмотрении во ВРУ, — законопроект №2207.
Напомним, на днях около ста журналистов, среди которых известные журналисты-расследователи, написали открытое обращение к председателям парламентских фракций с требованием немедленно принять законопроект №2207. Его суть, как отмечают журналисты, простая, — госпредприятия могут и дальше не проводить тендеры, но должны публиковать данные о том, что они купили, у кого и по какой цене.
«Пусть государственные предприятия проводят тендеры без бумажной волокиты. Мы верим, что это улучшит бизнес, но граждане должны проверить: что, у кого и по какой цене покупают за наши деньги. Законопроект 2207 — это соглашение между государством и налогоплательщиками: уменьшение бюрократии в обмен на прозрачность», — отмечает соучредитель одного из ключевых в вопросах разоблачения фактов разворовывания государственных средств медиа-ресурсов (веб-портал «Наши Деньги») Юрий Николов.
Напомним, в июле прошлого года, когда оппозиция под Украинским домом боролась «за язык», под куполом Верховной Рады приняли Закон №5044-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок». И Президент его подписал. А данным законом из Хозяйственного кодекса исключили нормы, согласно которым государственные предприятия раньше использовали тендерные процедуры при закупке товаров и услуг. Также из кодекса исключены пункты, выводящие из-под действия закона «Об осуществлении государственных закупок» коммунальные предприятия и хозяйственные общества, контрольный пакет акций (или части в уставном фонде) которого принадлежит государству. Другими словами — ВР позволила почти 2/3 государственного бюджета Украины делить «за ширмой».
И вот результат — после вступления в силу Закона №5044 в тень отошла половина бюджетных средств, предусмотренных на госзакупку. Только по двум первым месяцам нового бюджетного года журналисты-расследователи не досчитались 66 миллиардов гривен. «Мы сравнили объемы тендеров, данные о которых были опубликованы в «Вестнике государственных закупок» в январе-феврале 2013 и 2012 годов. Есть падение ровно в два раза — со 133 миллиардов гривен в прошлом году до 66 миллиардов в 2013-м. Эти два месяца очень показательные. Ведь в прошлом году в январе-феврале через тендеры прошла четверть годового объема госзакупок (520,20 миллиардов гривен)», — речь идет в вышеупомянутом обращении представителей СМИ к председателям парламентских фракций.
Еще более интересны выводы Счетной палаты. В соответствии с отчетом Счетной палаты за 2012 год (есть в распоряжении «Дня»), в Украине «существенно выросли риски незаконного и неэффективного использования средств Государственного бюджета Украины». В частности, анализ государственных закупок за 2011 год показал, что 24,9% (а это в стоимостном выражении — более 100 миллиардов гривен, для сравнения расходы на всю (!) медицинскую отрасль в 2013 году составляют 53,6 миллиардов гривен) государственных средств было потрачено непрозрачно. Читай — каждая четвертая гривня, которую в 2011 году оплатили украинские налогоплательщики в Бюджет, была, в лучшем случае, использована не по назначению, или просто осела в карманах коррупционеров. Еще интереснее в этом контексте выглядят законы о налогообложении недвижимого имущества, взыскивании платы с заробитчан за перечисленные средства, не так ли?