Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проект бюджета на 2017 год могут вернуть в Кабмин

Лидеры парламентских фракций требуют от правительства обнародовать официальный документ об обязательствах, которые ложатся на страну в рамках последнего соглашения с МВФ
19 сентября, 2016 - 19:48
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

21 сентября на повестке дня парламента — проект закона о государственном бюджете Украины на 2017 год. Правительство заверяет: такого реалистичного документа страна еще не видела. В частности, министр финансов Александр Данилюк заявил, что «верстали» госбюджет на 2017 год, исходя из доходной части, а не подгонкой под расходы.

Правда, соответствующий документ под номером 5000 появился на сайте Верховной Рады Украины только вчера ближе к обеду, а не в прошлый четверг, как должен был бы (в соответствии с действующим законодательством правительство обязано внести на рассмотрение парламента проект бюджета на следующий год не позже 15 сентября текущего года. — «День»). Но документ действительно «реален»: его можно скатить, распечатать и прочитать с карандашом. Это уже не виртуальная первая страница, которая раньше регистрировалась в парламенте как Закон о госбюджете на следующий год, а сам текст документа приходилось журналистам и экспертам правдами и неправдами вылавливать в лабиринтах кабинетов правительственного квартала. В прошлом году правительство Яценюка защитило свою наработку от «слива» журналистам преждевременно голографическими знаками: каждое министерство и ведомство получало экземпляр проекта бюджета на 2016 год с «подложкой» через всю страницу со своим названием. Правительство Гройсмана, к счастью, обошлось без конспирологии.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЕЩАЕТ ПОДНЯТЬ «МИНИМАЛКУ», СТИПЕНДИИ, ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЯМ И МЕДИКАМ

Поэтому, в соответствии с предложенным проектом, расходы госбюджета на 2017 год составляют 790 млрд грн.  При этом 77,5 млрд грн (3% ВВП) — это дефицит бюджета. При этом запланировано увеличение минимальной заработной платы с 1600 до 1762 гривен на 1 декабря 2017 года. Кроме того, премьер-министр  анонсировал увеличение финансирования студенческих стипендий на 576 миллионов, до 5,816 миллиарда гривен.

Кроме того, Кабмин предусмотрел и рост зарплат медработников. Министерство здравоохранения получит 58 млрд грн, из них почти 6 млрд на централизованную закупку медикаментов.

На образование правительство предлагает выделить 145,1 млрд грн, что на 17% больше, чем в этом году. К концу 2017 года Кабмин хочет повысить зарплаты учителям в среднем на 1475 грн.

В проекте бюджета также предусмотрено увеличение финансирования культуры на 1 млрд грн. В целом Кабмин предлагает выделить на отрасль 3,028 млрд грн. На Евровиденье предусмотрено 455 млн грн. 500 миллионов планируется направить в поддержку отечественного кинематографа. Культурная сфера названа приоритетной.

Расходы на сектор безопасности и обороны планируется увеличить до 129 миллиардов гривен по сравнению с 114 миллиардами в 2016 году.

9 миллиардов гривен Кабмин предлагает выделить на функционирование Фонда регионального развития, 1 миллиард из которых должен быть направлен в поддержку объединенных территориальных громад.

На дипломатическую службу правительство предлагает выделить 4 млрд грн, что на 1 млрд больше, чем в этом году.

Интересно, что доходы в госбюджет в 2017 году предусмотрены в размере 712,5 млрд грн, а это на 16,9% больше, чем заложено в этом году. Причем Кабмин рассчитывает на увеличение поступлений в бюджет с 749 до 876,9 миллиарда гривен без роста налоговых ставок.

ПОДНЯТЬ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ, ОТКРЫТЬ РЫНОК ЗЕМЛИ И УСИЛИТЬ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ: ЧТО ПООБЕЩАЛА УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ В ВАШИНГТОНЕ?

Так, собственно, откуда же доходы? Ведь в соответствии с последним и самым оптимистичным прогнозом, который был обнародован МВФ, украинский ВВП может расти пока со «скоростью» 2,5% в год.  На данный момент конкретного ответа на этот вопрос «Дню» не смог дать ни один из опрошенных экспертов. Собеседники ссылаются на очень короткий срок для анализа проекта бюджета. Правда, одно мы услышали точно: нужно хорошо проанализировать, как в проекте бюджета на 2017 год правительство отобразило обязательства перед МВФ, которые взяла на себя Украина в среду 14 сентября.

Как писал «День», фонд одобрил выделение Украине третьего транша кредита в $1 млрд в рамках программы расширенного финансирования (EFF), подписанной в 2015 году. И до конца года готов дать еще 1,3 миллиарда долларов, но если мы выполним ряд условий.

В частности, в соответствии с текстом документа на английском языке, который обнародовал информресурс «Апостроф», Украина должна провести непопулярную пенсионную реформу (в частности, поднять пенсионный возраст и провести кодификацию законов о труде), оптимизировать систему выплат жилищных субсидий и выработать механизм повышения тарифов на газ и отопление, утвердить четкий перечень объектов для приватизации и открыть рынок земли. Все эти условия содержатся в обновленной версии меморандума о сотрудничестве с МВФ.

В тексте содержится ряд условий, так называемых «маяков», которые фонд выдвинул Украине для получения следующего транша.

Значительная часть новых требований МВФ связана с пенсионной реформой. Фонд считает необходимым консолидировать пенсионное законодательство, которое сегодня состоит из двух десятков отдельных документов.

Украине нужно в декабре 2016 р. принять закон, который бы предусматривал постепенное изменение пенсионного возраста. При этом новый возраст для выхода на пенсию не указан. В данном законе нужно будет предусмотреть сокращение оснований для досрочного выхода на пенсию и усиление оснований для получения минимальной пенсии. Льготные пенсии будут ликвидироваться, исключение — военные. Кроме того, предусматривается, что финансирование разных категориальных надбавок к трудовым пенсиям будет передано из Пенсионного фонда в госбюджет. Кроме того, предусматриваются отмены спецпенсий и создание условий для внедрения накопительной системы пенсий (в добавление к существующей солидарной системе).

Еще одним требованием является введение до конца октября временного механизма коррекции тарифов на газ и отопление на ежеквартальной основе, на случай, если тарифы отклоняются от уровня полного покрытия импортной стоимости газа на 10% или больше.

До конца октября Кабинет Министров должен утвердить и опубликовать перечень государственных предприятий, определив, какие из них останутся в госсобственности, какие будут приватизированы, а какие — ликвидированы. До конца декабря должны быть приняты законодательные изменения для более прозрачной приватизации.

Также до октября все высокопоставленные чиновники должны подать электронные декларации о своем имуществе за 2015 год, и к этим данным будет обеспечен свободный доступ на единственном веб-сайте.

До конца сентября правительство должно подать в парламент законопроект об обращении сельскохозяйственных земель и принять закон, который усиливает нормы Гражданского процессуального кодекса и Хозяйственно-процессуального кодекса относительно внутренних транзакций и ареста банковских счетов.

В конце ноября 2016 года, в соответствии с условиями меморандума, парламент должен принять законодательство о Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ), которое получит широкий спектр полномочий, что позволит ему не зависеть от инфраструктуры других ведомств.

МЕМОРАНДУМ С МВФ ОПУБЛИКУЮТ, КАК ТОЛЬКО ПЕРЕВЕДУТ

Нетрудно догадаться, что если Украина не выполнит эти условия, четвертого транша нам не видать. И похоже, что вероятность такого развития событий очень высока. По крайней мере, на один «маяк» власти точно может не хватить сил. Неподъемным, скорее всего, станет вопрос снятия моратория на продажу сельхозземель.

Народный депутат от президентской фракции «БПП», у которой наибольшее количество голосов в парламенте (143), Максим ЕФИМОВ так оценил шансы парламента принять законы, необходимые для открытия рынка сельхозземель: «Нет, этот вопрос не может быть решен в этом году. Во-первых, многие депутаты будут не готовы потерять свой аграрный бизнес. Во-вторых, это слишком сложная и болезненная тема, касательно которой и среди депутатов, и в обществе должен быть достигнут консенсус».

Напомним, что лидер радикальной фракции (21 голос) Олег Ляшко назвал продажу земли «преступлением». А лидер фракции «Батьківщина» (21 голос) Юлия Тимошенко накануне рассмотрения законопроекта об отмене моратория на продажу сельхозземель в 2016 году заявила: «Продажа земли во время войны — это предательство государственных интересов». «Самопоміч» (26 голосов) менее радикальна в своей позиции, однако тоже против.  По словам лидера фракции Олега Березюка, «земля может быть выставлена на продажу только тогда, когда в Украине будет рынок». «А рынок будет тогда, когда работает на земле украинец, средний и малый бизнес будут иметь ресурсы для того, чтобы выкупить эту землю. А если она выставлена на продажу, а ее могут выкупить только 3% латифундистов, а затем перепродавать и сдавать в аренду людям, то такого быть не может», — отметил Березюк. Глава фракции «Оппозиционный блок» (43 голоса) Юрий Бойко тоже до недавнего времени был категорически против отмены моратория на продажу земли и называл это решение «катастрофическим явлением для людей и страны».

Правда, вчера лидеры парламентских фракций отказались давать официальные комментарии относительно позиции своих политических сил по меморандуму МВФ, ссылаясь на то, что не видели «официального документа». В частности, в разговоре с «Днем» Олег Березюк отметил, что фракция уже имеет позицию, но озвучит ее только после того, как Степан Кубив выполнит свое обещание и Кабмин все-таки опубликует оригинал текста меморандума. «Мы имеем очень серьезную позицию по сотрудничеству с МВФ, и по сельскому хозяйству, и по пенсиям, и по всему. Но я хочу давать комментарии только по оригинальному документу. В настоящий момент спекуляций очень много. Не хочется выглядеть спекулятором», — объяснил Березюк.

А между тем член бюджетного комитета ВРУ, депутат фракции БЮТ Иван Крулько отметил, что подписанный Меморандум с МВФ предусматривает подходы, которые прямо будут влиять на формирование бюджета. А потому политик уточнил, что если парламент обнаружит, что бюджет несуразный, не исключено решение о направлении его на доработку. Вероятность, что документ «не готов», очень велика, отметил политик, ввиду качества бюджетной резолюции, которая поступила в парламент с 3,5-месячным опозданием, за два дня до завершения сессии. «Мы ожидали увидеть в основных направлениях бюджетной политики стратегию, какой будет налоговая политика в 2017 году и за счет чего будет наполняться бюджет. Вместо этого видим лишь общие фразы», — отметил Иван Крулько. Так, в бюджетной резолюции предусматривается «усовершенствование налогового законодательства путем внесения изменений в Налоговый кодекс», и ни слова о том, за счет каких налогов это будет делаться, подвел итог народный депутат. А тут еще и МВФ со своими «маяками» на английском языке...

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ