Отныне мы никогда больше не сможем увидеть так называемый саркофаг — временное укрытие, построенное в кратчайшие сроки после апрельской трагедии 1986 года, чтобы защитить Украину и весь мир от ядерного загрязнения. Через 30 лет после ядерной катастрофы Украине с помощью мирового сообщества удалось почти герметично закрыть радиоактивные остатки разрушенного энергоблока, надвинув на него уникальное технологическое сооружение — новый безопасный конфайнмент.
Можно без преувеличения сказать, что новое укрытие, которое будет эксплуатироваться 100 лет, просто поражает своими размерами и формой в виде срезанного цилиндра. Это самая большая из когда-либо построенных на Земле движимых конструкций. В ширину она 257 метров, высотой — 108 метров, ее длина — 162 метра, а вес 36 тысяч тонн.
«В действительности новый безопасный конфайнмент — это не просто арка, — отмечает в разговоре с журналистами заместитель главного инженера ЧАЭС из укрытия Сергей КОНДРАТЕНКО. — Ее внешняя и внутренняя обшивка выполнена из нержавеющей стали. Часть соответствующих конструкций изготовлялась в Украине, часть — в Италии. Кроме того, в арке есть ряд технологических инноваций. Ее уникальное оборудование изготовлялось по самым современным мировым технологиям. В верхней части арки установлены два мостовых крана грузоподъемностью 100 тонн, которые будут использоваться для демонтажа нестабильных конструкций старого объекта укрытия».
«На отметке, то есть на высоте 85 метров, смонтировано шесть подкрановых балок, а также оборудование для поддержания температурно-влажного режима в кольцевом пространстве (расстояние между внешней и внутренней обшивками составляет 12 метров). Это нужно для того, чтобы арка работала еще 100 лет. Этого времени нам должно хватить, для того чтобы решить ряд проблем, относительно которых сегодня еще нет решения», — отмечает заместитель главного инженера.
«До окончания срока проекта, то есть до ноября 2017 года мы еще должны полностью загерметизировать объект, — добавляет он, — то есть установить там эластичные мембраны в еще существующих зазорах. Также нужно будет завершить монтаж технологического оборудования, провести его испытание, подтвердить соответствие технологических параметров проектным данным. И только после этого, в конце 2017 года, объект будет введен в эксплуатацию и перейдет под ответственность заказчика, то есть ЧАЭС».
«Наша конечная цель — удалить все источники радиоактивности, в первую очередь остатки ядерного топлива, так называемые топливосодержащие материалы и высокоактивные источники. Пока таких технологий нет. Стратегия превращения объекта укрытия, принятая межведомственной комиссией в марте 2001 года, определила конечной целью создание экологически безопасной системы. Это означает отсутствие любых источников радиации, но до этого еще далеко», — констатирует Кондратенко.
«День» спросил у него, почему на время установления арки на штатное место (скорость надвигания составляла сантиметр в час, и на весь процесс понадобились 21 сутки) было запрещено посещение ЧАЭС туристами и журналистами. «Это было сделано с точки зрения безопасности, — ответил заместитель главного инженера, — ведь вес арки — 36 тысяч тонн, и были опасения, что за счет усадки фундаментов возможно какое-то влияние, хотя согласно расчетам, его не должно быть. И это подтвердилось. Ни один контрольный датчик по этому показателю не сработал. Все стабильно. Надвигание арки никоим образом не повлияло на строительные конструкции, хотя многие сомневались».
«Мы приветствуем завершение этого этапа процесса трансформации ЧАЭС как символа того, что мы способны достигать вместе благодаря мощным, решительным и долгосрочным усилиям, — сказал на торжественной церемонии по поводу завершения надвигания безопасного конфайнмента президент Европейского банка реконструкции и развития сэр Сума ЧАКРАБАРТИ. — Мы аплодируем нашим украинским партнерам и подрядчику (концерн «Новарка», Франция), а также благодарим всех доноров Чернобыльского фонда «Укрытие», чьи взносы сделали возможным сегодняшний успех. Этот дух сотрудничества дает нам уверенность, что проект будет завершен своевременно и в рамках бюджета — через один год».
Собравшихся взволновало эмоциональное выступление руководителя проекта от подрядчика строительства конфайнмента — концерна «Новарка» — Николя КАЙ. Он рассказал, что впервые услышал о Чернобыльской трагедии еще в студенческие годы, и не мог себе тогда представить, что придется принимать участие в этом выдающемся проекте, в котором были задействованы 10 тысяч рабочих и инженеров из 30 стран мира. Всем им, а также украинцам, которые были рядом, он выразил благодарность за профессионализм и самоотверженность. «Ради этого проекта мы все пожертвовали собственными интересами», — искренне, но несколько загадочно отметил французский инженер.
Кульминационным моментом торжественной церемонии стала речь Президента Украины Петра ПОРОШЕНКО. Завершение надвигания конфайнмента он назвал «абсолютно историческим событием» и поздравил с ним как присутствующих, так и всех украинцев. «Коалиция из 28 стран в поддержку Украины собрала более 1,4 миллиарда евро, чтобы построить это сооружение. Отдельно хочу поблагодарить страны большой семерки, чрезвычайные и полномочные послы которых сегодня здесь с нами, — сказал Президент. — Огромную роль сыграл Европейский банк реконструкции и развития, президент которого, большой друг Украины, сегодня тоже здесь, вместе с нами». «Но главную роль сыграли украинцы, — отметил Порошенко и добавил: — Мы сделали то, чего никогда в мире никто не делал». «Yes! Мы это сделали», — воскликнул он и сделал соответствующий жест.
Но получит ли Украина поддержку международных доноров и инвесторов после завершения программы построения и введения в действие конфайнмента? Об этом «День» спросил у министра экологии и природных ресурсов Остапа СЕМЕРАКА. «Украина и в дальнейшем рассчитывает на партнерство с нашими донорами и, в первую очередь, с ЕБРР. Сегодня у нас будет проходить конференция доноров, а также участников и вкладчиков Чернобыльского фонда, и мы будем там среди прочего затрагивать и эти вопросы. Правительство готовит обращение к партнерам о нашем виденье развития сотрудничества. И мы рассчитываем на научную поддержку, поддержку техникой в разборке четвертого энергоблока. Потому что Украине самой это будет достаточно сложно сделать. Для нас очень важна также помощь через последующее сопровождение этого проекта. Она является дополнительной гарантией безопасности и качества всех работ».