В Украине — новый Кабмин. Интересно, что, невзирая на то, что Украина — парламентско-президентская республика, парламент в обсуждении и выдвигании участия не принимал. Вопросы относительно должностей и фамилий принимались в Офисе Президента. И торги, или же, переговоры в кабинете Андрея Ярмака на Банковой длились до последнего — вплоть до голосования в Раде. Информированные источники утверждают, что, кроме самого Ярмака, в кабинете собеседования проводил и действующий министр МВД Арсен Аваков. Относительно того, что последний сохранит свою должность в следующем правительстве, и даже сможет усилить ее, сомнений ни у кого не было.
А состав финансового экономического блока будущего правительства стал не наибольшей ли интригой вчерашнего дня.
Накануне заместитель главы фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук заявила, что будущий премьер-министр Денис Шмигаль будет уделять больше внимания вопросам экономики и промышленности. Мол, на заседании фракции, где Шмигаля представлял Президент, тот поразил депутатов своими уверенностью и спокойствием.
Однако, как оказалось, у будущего премьера, то ли нет своей команды, которая способна будет реализовать его «особенное внимание» экономике и промышленности», то ли ему не дали ее сформировать самостоятельно. А люди, которых сначала в СМИ называли будущими министрами экономики, промышленности и АПК, друг за другом начали опровергать эту информацию.
Так, кандидатом на должность министра экономического развития называли Романа Жуковского. Но уже 4 марта СМИ сообщили, что Жуковский отказался от предложения.
Действующему министру экономики Тимофею Милованову предлагали возглавить новое министерство аграрной политики, но он тоже отказался.
До момента сдачи номера в печать длились поиски кандидата в министры энергетики. Источники «Дня» сообщали о переговорах с экс-министром энергетики Иваном Плачковым. Хотя сам Плачков в комментарии СМИ, в частности LIGA.net заявил, что все сообщения о своем возможном назначении он узнает из медиа. При этом не исключил, если предложение поступит, примет его.
Также отказался от должности главы нового министерства промышленного развития и оборонного комплекса гендиректор киевского конструкторского бюро «Луч» Олег Коростелев.
До последнего не было подтверждения информации, принял ли предложение возглавить Минфин прежний заместитель министра финансов Натальи Яресько Игорь Уманский.
Отказы можно понять, места в экономическом блоке правительства похожи на электрические стулья. Сесть в них осмелиться может лишь абсолютный балбес, или человек с четкой стратегией и готовностью к политическому самопожертвованию ради реализации своей программы. Ведь ему придется протянуть стагнированную украинскую экономику через шторм мирового кризиса. Пандемиологическая ситуация в мире, вызванная коронавирусом, уже отразилась на мировых финансовых и сырьевых рынках. Они валятся. А украинская экономика, напомним, сырьевая, и экспорт сырьевой. В государственном бюджете дыра, и она будет расти. Таможня план не выполнила в прошлом году и, похоже, не будет выполнять в этом. Обещание «інвестняні» в Давосе не сработало: очереди из любителей инвестировать в Украину не наблюдается. В 2020-м Украина опять получила лишь 2,5 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций, вместо тех 10 миллиардов, которые обещались и ожидались. А вот долгов у Украины вдоволь, и их нужно возвращать. В 2020-м в целом мы должны оплатить кредиторам 16,4 миллиарда долларов, пик выплат приходится на III квартал — 6,3 миллиарда долларов. А МВФ до сих пор не понятно когда будет возобновлено финансирование. А после замены правительства процесс переговоров с Фондом «обнулился». Похоже, что на носу девальвация, секвестр бюджета и все это на фоне местных выборов и, главное, войны.
Эксперты говорят, что замена правительства во время кризиса без четкой стратегии — это самоубийство.
Соучредитель Украинского института будущего, экономист Анатолий Амелин, который в свое время консультировал Штаб кандидата в Президенты Владимира Зеленского, написал план на 4 действия под названием «Что бы я делал на месте Зеленского?
Пункт первый в том плане — формирование антикризисного Кабмина из опытных менеджеров, а не из квотных товарищей, согласованных с союзниками. «Менеджеров, для которых важен не рейтинг, а результат в виде эффективной растущей экономики. Если Кабмин не будет командой, то потопит и себя и Офис Президента и всю страну», — считает Амелин.
Постоянный читатель «Дня» знает, что три года назад редакция уже давала такой же совет «Блоку Петра Порошенко», хотя мы тогда, чтобы не навеивать лишнего драматизма, называли будущее правительство не антикризисным, а «национальной сборной», чтобы подчеркнуть, что Кабинет Министров — это орган центральной исполнительной власти государства, который должен прежде всего заботиться о национальных интересах. «...Сейчас почему-то не вспоминают, что речь идет о постмайданной ситуации. Почему не появляется вопрос — что должно решить это правительство? Какие задачи перед ним стоят? У людей возникает вопрос: мы вышли на Майдан, положили там более сотни жизней и оказались еще дальше от Европы, чем во времена Януковича, от своих целей. Почему?» — похоже, этот абзац, как и в целом материал «Правительство «Национальной сборной» от 14 апреля 2016 года стоит внимательно перечесть действующей власти.
Второй пункт у Амелина «разработать и утвердить 3-летний антикризисный план», который предусматривает мероприятия по стимулированию экономики: стимулирование потребления (кредитование, ипотека, создание рабочих мест), финансирование инфраструктурных проектов на сумму до 10% от ВВП (источник — бюджет, инвестиции в формате ДПП, внешние и внутренние кредиты), стимулирование импортозамещения (кредитные программы, гранты), продвижение экспорта (создание торговых экономических миссий, промо Украины за рубежом, компенсация части расходов украинских компаний на участие в международных выставках, кредитование экспорта...).
Третий — «доверие». «Отдельное внимание уделил бы повышению доверия к юрисдикции (судебная реформа — приоритет №1). Инвестиционных нянь заменил бы на консьерж-сервис для всех инвесторов (а не только от 100 млн с непонятным функционалом), да и в принципе, разработал бы комплексный план стимулирования, привлечения и поддержки инвестиций вместо фрагментарного и взятого с потолка проекта по инвестняням), — говорит Амелин.
Но работа с инвесторами, напоминает эксперт, не возможна без определения Стратегических целей страны. Они есть? Ответ вы знаете, знают его и внешние инвесторы.
«Нужно вместе с новым Кабмином и аналитическими центрами в короткий срок согласовать долгосрочные стратегические цели страны, роль и место Украины на европейской и мировой экономической, гуманитарной, социальной и безопасностной карте. Следующим шагом определить тактические шаги для достижения этих целей, необходимые ресурсы, возможных союзников и партнеров, разработать детально сотню проектов для этого и вместе с Кабмином провести roadshow по привлечению инвесторов, партнеров», — говорит Амелин.
И в завершение стоит напомнить те советы норвежского экономиста, автора мирового бестселлера «Как богатые страны разбогатели и почему бедные остаются бедными» Эрика Райнерта, которые он несколько раз давал на страницах «Дня» в своих интервью, которые в свое время цитировала в своих эфирах лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко, критикуя правительство Гройсмана и политику Порошенко, которые легли в основу законодательных инициатив одного из самых действенных депутатов прошлого состава ВРУ Виктора Галасюка, и которые так остро критиковал теперь уже экс-министр экономики Тимофей Милованов, которого, если верить источникам «Дня», и смели с должности именно те проблемы, о которых предупреждал Райнерт. Возможно, следующие министры экономического блока будут более дальновидными.
1. «В Украине есть две ключевые проблемы. Остальные — производные. Это — деиндустриализация и эмиграция. Первая является причиной второй. Это хорошо поняли американцы в 1947 году, когда создали план Маршалла. То социальное напряжение, которое сегодня наблюдается в США, является следствием деиндустриализации Центральной Америки и Мексики. Люди, которые потеряли свои рабочие места у себя дома, продвигаются ближе к северу. Деиндустриализация также приводит к проблемам в финансовом секторе. Ведь появляется дефицит во внешнеторговом балансе».
2. Люди сегодня почувствовали то, что называется «парадоксом сбережений». Если вы имеете большой долг и начинаете экономить, то экономика начинает сворачиваться. Это наихудший вариант. Жаль, что Брюссель это никак не может понять».
3. «В США был Томас Джефферсон, который сказал: «Лучшее правительство то, которое мало руководит», хотя, когда стал президентом, не очень этого придерживался. Но, с другой стороны, был Гамильтон, который изображен на 10-долларовой купюре и который разработал план индустриализации США. Своих студентов я заставляю читать Гамильтона чуть ли не ежегодно. На экспорт США продавали теорию Джефферсона — «ничего не делайте», хотя внутри применяли план Гамильтона. Германия делала то же самое. Свободная торговля на словах. На практике — защита своих производителей».
4. «Почему крупные европейские сельскохозяйственные производители до сих пор получают субсидирование? Если вы ответите на этот вопрос, то поймете, что ни одна страна не может быть богатой, развивая только сельское хозяйство».
5. «Коррупция — одна из длинных теней феодализма. В государствах, пораженных коррупцией, власть является наследством феодала. Украина, помимо того, что имеет наследие этого периода, еще переживает наследие коммунистического периода. Об этом есть важная книга, написанная русским американцем «Когда умирают деньги».