У Киева далеко не самый бедный в Украине бюджет. Об этом можно судить хотя бы по тому, что корпорация «Богдан Моторс» поставит столице до конца этого года 80 современных низкопольных троллейбусов на полмиллиарда гривень. Причем с предоплатой 70% и выплатой остальной суммы всего за восемь месяцев. Сейчас в ProZorro идет процедура закупки еще и 100 автобусов (на 535 миллионов гривень). Транспортный миллиард, без сомнения, будет хорошо влиять на рейтинг столичного мэра, сделавшего одним из своих приоритетов несколько корявый, с точки зрения грамматики, но, как видим, реальный лозунг — «Києву — кращий транспорт».
ГОРЯЧАЯ ВОДА НА 15 МИНУТ
Дело лишь в том, что транспорт — не единственная и далеко не самая острая проблема киевлян, привыкших к передвижению на маршрутках. «Отопительный сезон еще далеко, а проблемы уже начинаются, — рассказывает депутат Киевского городского совета, член комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Валерий Гуманенко. — В прошлом году они возникали из-за ареста счетов «Киевэнерго».
«Впечатление такое, — вспоминает депутат, — что тогда правительство как бы играло с монополистом в поддавки. Они подыгрывали друг другу, чтобы не тратить деньги на ремонт тепловых сетей. Я подозреваю, что и в этом году будет аналогичная ситуация. Уже сейчас, лишь только закончился отопительный сезон, киевлян тренируют отключением газа «Киевэнерго» и, соответственно, горячей воды».
(С мнением депутата трудно спорить. После месячного отсутствия горячей воды и не где-нибудь, а на Крещатике, ее обещали подать 6 июня, то есть именно тогда, когда «День» общался с Гуманенко. И подали. Но не больше, чем на 15 минут.)
НОВЫЙ АРЕСТ ДЛЯ «КИЕВЭНЕРГО»
«Что будет дальше? — продолжает народный депутат, — Я подозреваю, что из-за долгов «Киевэнерго» за газ опять последует арест счетов предприятия. И в таких условиях городская громада подходит к объявленному городской администрацией расторжению договора с «Киевэнерго». Могу с уверенностью сказать, что городские исполнительные власти хотят этого только на словах. Многие мои коллеги по комиссии настаивают, что разрывать отношения нужно на следующий же день после окончания действия договора и в полной мере использовать соответствующие мощности на благо громады, вкладывать в них инвестиции и добиваться удешевления услуг».
Гуманенко констатирует, что столичная власть ничего не делает для этого. Больше того, в проекте соответствующего постановления Киевсовета, обсуждение которого было сорвано, предусматривалось продолжение договора до конца предстоящего отопительного сезона, то есть до 30 апреля будущего года. Депутат отмечает, что с этим еще можно было бы согласиться, если бы тепловые сети столицы не были в таком ужасающем состоянии (износ более чем 80%). Пример тому недавняя авария в Голосеевском районе. Если бы в прошлом году нормально провели гидравлические испытания, то таких катастрофических последствий не было бы, уверен Гуманенко.
ГДЕ «ЗАРЫТЬ» МИЛЛИОНЫ
Он настаивает на том, что возвращение теплового хозяйства в распоряжение громады требует заблоговременного накопления необходимых ресурсов, как финансовых, так и материальных. А нынешний бюджет, который Киев сейчас просто «проедает», излишне увлекаясь, например, созданием детских и спортивных площадок, нужно бы консолидировать для ремонта и модернизации теплосетей, чем придется усиленно заниматься предприятию «Киевтеплоэнерго», если город вернет себе тепловое хозяйство.
Сегодня же у города, по словам Гуманенко, отсутствуют даже достаточные оборотные средства, чтобы взять на себя эксплуатацию теплопроводов и оказание соответствующих услуг. Еще перед началом отопительного сезона потребуется закупить газ, потом произвести тепло, продать его потребителям. И только через месяц после этого можно собирать деньги с конечных пользователей.
«В результате появляется кассовый разрыв в два месяца», — констатирует депутат и настаивает на том, что соответствующий фонд необходимо создавать уже в этом году. У него возникает подозрение, что есть намерение возвратить городской громаде не все тепловое хозяйство столицы, а лишь наиболее изношенную его часть — теплосети, чтобы «зарывать» миллионы долларов в ходе их ремонтов.
БОЙЛЕР ИЛИ ТАЗИК
«Формальной причиной нынешнего отключения горячей воды киевлянам стала задолженность «Киевэнерго» за газ перед «Укртрансгазом» в 370 миллионов гривень, — объясняет экс-министр жилищно-коммунального хозяйства, глава «Союза собственников жилья Украины» Алексей Кучеренко. — Хотя долги перед «Нафтогазом» куда больше и составляют 4,5 миллиарда гривень». «Почему для этого выбрали «Укртрансгаз»? — спрашивает Кучеренко, — Если бы отключил «Нафтогаз», то его глава Андрей Коболев стал бы плохим и даже врагом для Киева. А он у нас сейчас победитель и даже номинант на премьера — молодое растущее дарование. «Киевгаз» тоже не мог бы взять на себя такую роль — он вроде бы и коммунальный, но его у нас, похоже, уже давно украли. Зачем ему возбуждать против себя недовольство? Так что этим пришлось заняться «Укртрансгазу», который сейчас без первого руководителя, а и.о. готовится к выходу на пенсию».
Кучеренко напоминает киевлянам, что тех из них, у кого нет долгов, никто не имеет права отключать от услуги по горячей воде в соответствии с заключенным договором: «Нас с вами подвигают к тому, что никто не отвечает перед нами за эту услугу и таким образом убеждают, что и с нас нечего спрашивать».
Что делать добросовестным плательщикам, спрашивает Кучеренко и отвечает: «Ставить электробойлеры, что сейчас становится очень распространенным решением». Но при этом резко возрастает нагрузка на электросети, которые и без того работают на грани и могут не выдержать дополнительной нагрузки. Другой вариант: греть воду на газовых плитах». «Но в обоих случаях киевлянам, у которых в квартире нет счетчика, придется платить за газ по другим, повышенным нормам», — предупреждает глава Союза собственников жилья и называет такую ситуацию «маразмом». Киев находится на последнем месте в стране по установке квартирных счетчиков газа (12—13%), «потому что «Киевгазу» это было невыгодно всегда, как и сейчас», утверждает экс-министр.
Он также раскрывает источники образования многомиллиардного газового долга столицы. Население по услуге «тепло» в минувшем отопительном сезоне, по его словам, задолжало 1,3 миллиарда гривень. По горячей воде у него долг 0,5 миллиарда. 0,9 миллиарда составляет старый долг киевских ЖЭКов в 2013-2014 годах, которые деньги собирали, но с «Киевэнерго» не рассчитывались. А еще накопился очень большой долг по субсидиям — 1,2 миллиарда гривень. Это уже задолженность госбюджета.
КРАХ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
Кучеренко напоминает, что киевляне всегда достаточно аккуратно платили за все услуги. Что и почему происходит теперь? Главная причина задолженности населения, по мнению эксперта, заключается в несоответствии тарифов реальной платежеспособности людей. Эти же завышенные тарифы стали причиной задолженности по субсидиям.
«Чтобы «подарить» субсидии надо, чтобы кто-то заплатил налоги в бюджет», — отмечает Кучеренко. По его словам, общая по стране задолженность бюджета по субсидиям составляет сегодня 30 миллиардов гривен, и в этом фактически признание краха тарифной политики...
Гуманенко подчеркивает: «Сейчас ситуацию искусственно подводят к необходимости очередного повышения тарифов на тепло и горячую воду». Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич видит особую опасность нынешней ситуации в том, что в результате возможного повышения тарифов начнется массовая установка бойлеров, что может разбалансировать энергетическую систему. А это потребует новых дополнительных расходов на ремонт и реконструкцию. «Впереди коллапс системы», — предупреждает он.