Примерно по октябрь будет длиться эпопея выполнения государственных зерновых контрактов. В июле, когда на рынке появился первый и второй миллион зерна нового урожая, Кабмин вспомнил о соглашениях, заключенных с аграриями весной, о товарных кредитах сельскохозяйственным предприятиям. Кроме того, он вспомнил и о соглашениях, не выполненных три года назад.
Схема поставок ресурсов АПК на первый взгляд выглядит несколько замысловато. Но она не лишена грубоватой изящности разбазаривания в условиях перехода агропромышленного комплекса к рыночным отношениям. Взять, к примеру, поставки нефтепродуктов.
Бюджетные деньги поступают на счет МинАПК, которое перечисляет их Госкомрезерву (оператор по поставкам). После чего деньги поступают компании «Укрнафта», отправляющей нефть для переработки с целью поставки нефтепродуктов АПК. При этом с нефтеперерабатывающих заводов горючее забирает Госкомрезерв. В области уже уполномоченный обладминистрацией оператор раздает горючее хозяйствам. А ответственным за расчеты и поставки зерна в госресурсы за нефтепродукты является МинАПК. Не исключено, что в МинАПК имеют смутное представление о договорах между областными операторами и хозяйствами. Таким образом, очевидно, что контракты между правительством и сельскохозяйственными предприятиями — фактически просто слова. Пустышка. Председатель коллективного сельскохозяйственного предприятия подмахнул его весной, особо не вчитываясь.
К слову, вместо предусмотренных в бюджете для АПК около 500 млн. гривен, реально под весеннюю кампанию и обеспечение уборки на село ушло товарных кредитов на сумму 1,1 млрд. гривен. В два раза больше планируемого, что, скорее всего, надо расценивать как неисчерпанный пока лимит доверия правительства. Гипотетически даже возможно, что параллельно со стопроцентным доверием к аграриям Кабмин располагает никому не известным вариантом, позволяющим в конце концов наполнить пустые закрома.
В этом году поставки топлива и удобрений АПК не были обеспечены зерном госресурсов, как в прошлом. В МинАПК, где готовили программу помощи АПК на 1999 год, зная о пустых госресурсах, посовещавшись, нашли выход: продовольствие закончилось, но есть ведь еще нефть, газ и машиностроение. Именно так и появилась на свет программа, предполагающая кредитование топливом, удобрениями тех, кто сможет рассчитаться. Платежеспособных определяли местные власти. Естественно, в платежеспособные попали все хозяйства. Теперь правительство пытается напомнить главам обладминистраций их клятвы, данные весной, когда выбивая для себя лимиты под топливо или удобрения, руководители уверяли: кровь из носу рассчитаемся.
Между тем, необходимо помнить о желании правительства остаться одним из главных действующих лиц на рынке зерна и зерновой продукции. Получая зерно в резервы, Кабмин продолжает оказывать влияние на зерновой рынок, оставаясь одним из крупных его операторов, и частично решает социальные проблемы, связанные с ценой хлеба или выплаты пенсий натурой — зерном. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов также обещание правительства и в дальнейшем помогать АПК, что должно означать наличие хоть каких-нибудь ресурсов. Однако пока нет главного — зерна.
В этом году Кабмин при помощи МинАПК снова определил сумму общих долгов предприятий АПК по контрактам с правительством за текущий и прошлые годы. Это приблизительно 2,5 млрд. гривен, или 8 млн. тонн зерна, в том числе по контрактам с Госрезервом — 3,1 млн. тонн зерна пшеницы III класса за полученные в 1999 году топливо и минеральные удобрения. По невыполненным обязательствам минувших лет — 4,8 млн. тонн продовольственного зерна.
При желании можно, конечно, вспомнить еще кое-какие мелочи, и долг перевалит за 10 миллионов. Но с зерновыми обязательствами крестьян главное — не переусердствовать. Известно ведь, что чем больше долг АПК перед государством, тем больше вероятность того, что этот долг в очередной раз спишут. Поэтому громкими цифрами решили никого не шокировать.
Объемы долга могут произвести впечатление. Но не надолго, потому что все понимают нереальность выполнения крестьянами зерновых обязательств. Специалисты считают, что в лучшем случае государство получит по своим контрактам 1— 1,5 млн. тонн.