По украинскому глубоководному судовому ходу Дунай—Черное море прошло двести кораблей (из них только 85 были украинскими, а остальные шли под флагами 17 стран). По этому случаю Минтранс организовал пресс-конференцию и устами директора Государственного департамента морского и речного транспорта Украины Владимира Работнева заявил: «Портами и железными дорогами будет компенсироваться нехватка энергоносителей в экономике Украины. Именно этим путем нам удастся достичь экономического благополучия».
По словам Работнева, с момента открытия канала он «перетянул» на себя 55% от общего количества всех грузоперевозок по нижней части русла Дуная, вызвав заинтересованность у Казахстана, Узбекистана и России, желающих интегрировать свои транспортные сети в Европу. Общая сумма сборов за прохождение судов составила 1,3 млн. гривен. Кроме того, вырос грузооборот в украинских портах Рени, Измаил и Килия. В восемь раз увеличил объем работ Килийский судостроительный-судоремонтный завод. «Население региона благодаря каналу получило возможность работать и зарабатывать деньги, — подчеркнул вице-президент ОАО «Украинско- Дунайское пароходство» Олег Дрожин. — Мы справляемся с социальными задачами, которые стоят перед пароходством».
Но украинский судовой ход еще окончательно не построен. «Мы только заканчиваем работы первой стадии строительства, — сообщил директор госпредприятия «Дельта-Лоцман» Виктор Бездольный. — Конечно, каналом можно свободно пользоваться уже сейчас, но когда он будет закончен, это будет феноменальное сооружение для нашего региона». Сегодня продолжается строительство дамбы, ее готовность — 80%. Заканчивается государственная экспертиза второго этапа ее создания. По мнению директора научно-проектного института «Укрречпроект» Владимира Керусенко, пока что все идет без отклонений от плана строительства. Единственное что может его задержать — нерест рыбы, во время которого нельзя вести работы на территории дельты Дуная.
Окончательно судоходный ход войдет в действие только к концу следующего года. Тогда по каналу можно будет пропускать морские суда с осадкой до 7,2 метра (сейчас максимальная осадка 5,85 м, что вносит определенные ограничения для судовладельцев). «Когда по каналу Черное море—Дунай начнут ходить морские корабли, это будет стимулировать невиданный рост всех отраслей, связанных с судоходством, — сказал «Дню» Владимир Работнев. — Это добавит нам еще 10-15% от общего нижнедунайского судоходства, и, кроме того, привлечет множество инвестиций». По его словам, сейчас появились тенденции, которых не было уже лет 15, например, начали строиться новейшие модели кораблей, что может стать источником дополнительных поступлений в бюджет.
Впрочем, украинскому выходу в Дунай все еще мешают разговоры о вреде Придунайскому заповеднику. «Естественно, мы должны учитывать мнение экологических компаний, — сказал Виктор Бездольный. — Но мы стараемся заблаговременно информировать о своих действиях широкую общественность и тем избежать штрафных санкций со стороны экологов». Учитывая внимание к ситуации вокруг экологии придунайской дельты, участники пресс-конференции призвали обратить внимание также и на действия румынской стороны, которая ответственна за состояние заповедника не меньше, чем Украина.