Финансовые проблемы страны вынуждают Афины продавать государственные активы с целью получения средств, столь необходимых стране для выхода из затяжного финансового кризиса. Пришла очередь и компаний по добыче, транспортированию и распределению газа.
Компания DEPA, в которой 65% акций принадлежит государству, занимается продажей газа крупным потребителям и компаниям, занимающимся распределением газа. Для транспортировки газа была создана дочерняя компания DESFA — эксклюзивный оператор греческой национальной газотранспортной системы, отвечает за ее развитие и эксплуатацию.
В 2012 году греческое государственное приватизационное агентство объявило конкурс на приватизацию двух газовых компаний. При этом стартовая цена за DEPA составила один миллиард евро. На днях было объявлено, что в следующий этап конкурса прошли «Газпром» вместе с компанией «Негуснефть», входящей в группу «Синтез», а также азербайджанская нефтяная и газовая компания SOCAR и два греческих консорциума. Условия следующего этапа будут объявлены в ближайшие дни.
Для «Газпрома» приобретение DEPA является стратегически важным, так как позволяет контролировать не только греческий рынок, но и через балканские страны выйти на европейский с юга. В свете развернутого строительства газопровода South Stream (Южный поток) приобретение компаний DEPA и DESFA жизненно необходимо.
Не удивительно, что «Газпром» за DEPA готов заплатить почти 2 миллиарда евро, что значительно превышает предложения других участников конкурса. Тем не менее, газ не простой коммерческий товар, а имеет значительную политическую составляющую. Его как политическое оружие через своего газового монополиста неоднократно использовал Кремль. Естественно, что в Брюсселе такой активности «Газпрома», мягко говоря, не рады и предпринимают ответные шаги.
Не остался в стороне и Вашингтон. Как сообщила греческая деловая газета «Имересия», США потребовали от правительства Греции не делать свою страну «энергетическим заложником». Ясно, что речь идет о «Газпроме», который уже покрывает более 80% потребности греческого рынка в газе.
С другой стороны, кредиторы Греции и ее правительство заинтересованы в получении максимальных денег от продажи газовых компаний. Тем не менее, как пишет «Имересия», министерство энергетики страны не исключает иных требований к потенциальным инвесторам.
В этом смысле предложение азербайджанской компании SOCAR, несмотря на меньший финансовый объем, может быть весьма привлекательным.
Во-первых, Азербайджан поддерживает проект NABUCCO, который жизненно важен для Европейского Союза. Некоторое время назад интерес к проекту несколько упал, но произошли определенные изменения. Консорциум, осваивающий месторождение «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспийского моря, подписал соглашение о приобретении 50% NABUCCO. Фактически произошла его реанимация и тем самым серьезно увеличился интерес к этому газопроводу, конкурирующему с South Stream.
В заявлении еврокомиссара ЕС по энергетике Гюнтера Эттингера говорится, что «Азербайджан и Турция ратифицировали соглашение, позволяющее создать инфраструктуру, специально предназначенную для поставок азербайджанского газа в ЕС». В июне консорциум в составе SOCAR, BP, Statoil, Total и Eni, занимающийся освоением второй фазы месторождения «Шах-Дениз», выберет один из двух маршрутов газопровода для доставки газа в Европу через Турцию. У консорциума есть выбор между проектами NABUCCO West и Трансадриатическим трубопроводом (TAP), который пойдет в Италию.
Во-вторых. Азербайджан в ближайшее время готов поставлять 20—25 миллиардов кубометров газа и при этом не ставит никаких политических условий. Баку вообще не болеет имперским комплексом и строит свои отношения с потребителями нефти и газа на коммерческих основах. Поэтому приобретение SOCAR, например, сети заправочных станций в европейских странах не встречает политических преград. И в этом смысле азербайджанская компания предпочтительней «Газпрома», хотя и предлагает более низкую цену за покупку DEPA или DESFA.
В-третьих. В Европе серьезно рассчитывают на разработку весьма перспективных месторождений газа в Левантийской впадине в восточной части Средиземного моря. Вполне вероятно, что из Кипра и Израиля, возможно, к нему присоединятся Ливан и Египет, будет проложен газопровод с объемом транспортировки газа 16—20 млрд куб. м для первой очереди. Его выход планируется именно в Грецию. Не очень трудно предположить, как будет трудно договориться с «Газпромом» по приемке газа из Кипра в случае приобретения российским монополистом DEPA, а «Негуснефтью» DESFA.
В-четвертых. Не имеет особого смысла соглашаться на монополизацию газового рынка, даже при временном снижении цен «Газпромом», так как конкуренция сжиженного и сланцевого газа в ближайшее время все равно заставит их снижать.
Исходя из этого, результат греческого конкурса не совсем очевиден.
Экспансионизм «Газпрома» происходит на фоне роста требований о снижении цен на газ. Как сообщил представитель «Газпром экспорта» Сергей Челпанов: «Что касается 2013 года — по ряду контрактов наступает юридическое право возможного начала переговоров по пересмотру цен. В январе мы получили уведомление от ряда клиентов, в частности, от немецких WINGAS и WIEH, от австрийской компании EconGas, от французской компании GDF». И здесь Москве придется идти на существенные уступки.
С наиболее важными потребителями будут пытаться не просто договориться, а даже придется осуществить так называемые ретроактивные выплаты (возвращение клиентам части уплаченных денег. — Ред.). В первой половине прошлого года они составили для «Газпрома» 133 миллиарда рублей (около 5 миллиардов долларов).
Но это только часть проблемы. Неизбежен пересмотр не только цены на газ как таковой, но и условий покупки голубого топлива. Практически все клиенты требуют от «Газпрома» отказа от принципа take or pay — бери или плати. И это объективное обстоятельство, связанное с формированием мирового рынка газа, независимо от желания или нежелания «Газпрома».
Дело не только в увеличении поставок сжиженного газа на европейский рынок. По данным экспертов аналитического центра IHS, в ближайшие 10 лет рынок углеводородов претерпит существенные изменения. В первую очередь США и Канада станут не импортерами, а экспортерами нефти и газа. Естественно, что большая часть газа из стран Ближнего, Среднего Востока и северной части Африки устремится в Европу. Добавим к ним страны экваториальной Африки. Учтем также, что Китай стремится максимально уменьшить импорт энергоносителей и принимает для этого весьма энергичные меры. Соответственно, через сравнительно малый промежуток времени следует ожидать некоторый избыток предложения газа над спросом. Соответственно и цены пойдут вниз.
Для Украины из этого следует один и весьма важный вывод. «Газпром» в силу сложившихся обстоятельств не будет настаивать на выполнении принципа take or pay. Соответственно, мы можем наращивать собственную добычу и снижать импорт дорогого российского газа. И если бы не глупость, совершенная в Харькове, мы уже сейчас могли готовиться на полных юридических основаниях к пересмотру цены на газ. А так пока будем платить и наблюдать, как этого добиваются другие. Не очень приятно, но что делать. Сами виноваты.