Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Распределению природных ресурсов готовят реформу

Правительство сохранило постановление Азарова, которое позволяло передавать лицензии на добычу полезных ископаемых от госпредприятий в третьи руки
3 июля, 2014 - 11:43
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Ведомству по распределению природных ресурсов готовят реформу. Изменения уже начались, убеждал в ходе Пятого энергетического форума Адама Смита новый глава Государственной службы геологии и недр Украины (ГСГНУ) Дмитрий Кащук. «День» решил выяснить, о чем идет речь, и на самом ли деле доступ к лицензии на добычу природных ископаемых будут получать все.

На вопрос «Дня», проводился ли аудит ГСГНУ, новый глава ведомства ответил, что нет и уже три года, как не проводился. Но до осени он дал задание его провести. На вопрос о выявлении нарушений при выдаче лицензий предыдущим руководством  (в том числе и факты лоббирования интересов компаний, приближенных к Ставицкому и Злочевскому), Кащук ответил: «До моего прихода в апреле 2014 года все разрешения, выданные на афилированные структуры этих людей, были ликвидированы еще моим предшественником — Сторожем.... Было требование Генеральной прокуратуры и все  договоры  отменили». Сколько в целом лицензий отобрано и у кого именно,  а также сколько  еще могут забрать, по его словам, пока еще трудно сказать, потому что ныне над этим работает Генпрокуратура, СБУ и правоохранители.

•  На рассмотрении сейчас находится 20 лицензий, рассказал Кащук. Впрочем, выставлять  на продажу возвращенные лицензии в ближайшее время, вряд ли будут. Как рассказал глава Госгеонедр, аукцион по продаже лицензий на добычу полезных ископаемых состоится 17 июля. А вчера истек срок подачи документов для участия в нем. В целом  государство выставляет 16 месторождений, из которых 7 — по добыче природного газа (3 участка находятся в Луганской области, остальные 4 — в Сумской, Харьковской и Полтавской). С начала года на конкурсы утвердили 50 участков, но по большинству из них еще не прошло согласование облсоветов.

Поэтому  продавать есть  что, но получится ли работать по-новому? Новый руководитель заверяет, что — да. Но есть но. Предыдущая власть времен премьерства Николая  Азарова оставила после себя одно интересное «наследство», которое этому мешает. Речь идет о правительственном постановлении №615 от 29 мая 2011 года, которое разрешает частным компаниям с минимум 25% государственной доли в уставном фонде получать лицензии на полезные ископаемые без конкурса! Именно этот документ позволял во времена Януковича и Азарова передавать из государственных рук в частные интересные нефтегазовые месторождения. Так что же теперь с этим документом?

Постановление действует, рассказывает Кащук, но в него вносятся изменения, которые полностью нивелируют и сделают невозможным распыл государственного добра. «Ныне эта государственная доля (25% в уставном фонде. — Авт.) поднимается до 50%», — объясняет он. А почему бы просто не отменить это постановление, потому что микс частной с государственной  компанией содержит коррупционный риск? Кащук убеждает, что его  отменять нельзя (почему, четкого ответа не прозвучало). По его словам, в ближайшее время из постановления №615 удалят пункт, который позволяет передавать лицензию другому субъекту ведения хозяйства. Именно им пользовались, чтобы потом передать месторождения в третьи руки. «Ныне постановление находится на согласовании центральных органов исполнительной власти — в Минэкономики и Минфине. Думаю, что до конца месяца его согласуем», — объясняет Кащук.

Отменят или нет? Скоро увидим. Но почему государственный аппарат так цепляется за существование этого постановления? Объяснением может быть желание государства  вместе с  частными  компаниями, которые имеют деньги на развитие площадей, увеличивать внутреннюю газодобычу и таким образом уменьшать энергетическую зависимость  от экспорта газа из России. Впрочем,  говорят  эксперты,  все не так просто.

•  «Всех на конкурс и не придумывать велосипед. Кому отдавать лицензию — должен решать рынок: победит лучшее предложение. А государство должно разработать единые правила для всех», — говорит  эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. В противном случае, допускает он, и дальше будут находиться компании, которые будут иметь преференции в получении лицензий. И главным приобретателем будет тот, кто купит лотерейный билет  вместе с  государством,  считает он.  Кроме того, продолжает Землянский, государство должно быть  в роли арбитра еще и потому, чтобы не вышло как с солнечной энергетикой: ставку сделали, власть сменилась, и теперь инвесторы думают, как быть, из чего погашать кредиты. «Правила должны быть такими, чтобы развитие проектов не зависело от смены власти», — считает он.

•  Нужно перевести распределение всех лицензий в публичную плоскость — сделать  электронную площадку, чтобы было видно, какие компании  и какие участки разрабатывают,  какие условия им предлагаются. Чтобы не было такого, что под определенные участки выписывают конкретные условия. Словом, нужно следить, чтобы недра и геологические запасы использовались с выгодой для народа Украины», — говорит эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Можно ли это сделать в ближайшее время? Корольчук считает, что при старых условиях существования системы власти от нового руководства особо ничего не будет зависеть. «Все решалось на уровне заинтересованных ФПГ, которые занимаются добычей газа, и на уровне НАКа. Я не  представляю, чтобы система координат власти сменилась так быстро», — говорит  он.

Сопредседатель «Фонда энергетических стратегий» Дмитрий Марунич добавляет, что  никаких кардинальных реформ по недрам не выйдет пока не утвердят новый Кодекс о недрах. «В нем предусматривается серьезное изменение методологии выдачи лицензий и существенно сокращается количество разрешений и лицензий, вводится возможная продажа лицензий на полезные ископаемые», — объясняет  эксперт. А если Украина строит внутри страны проевропейский энергетический рынок, то по условиям  Третьего энергопакета это постановление придется отменять, отмечает Дмитрий Марунич. «Чтобы работать на европейском рынке нужно отказаться от субсидий и преференций», — говорит он.  К тому же сохранение этого постановления даже в измененном виде создает определенные предпосылки для коррупционных вещей. По мнению эксперта, конкуренцию на рынке нельзя притеснять только потому, что у государственных компаний не хватает денег на разведку и разработку собственными силами месторождений.

•  По мнению Землянского, чтобы нарастить газодобычу, правительству следует действовать иначе. В частности, говорит он, КМУ должен финансово заинтересовать добывающие компании  наращивать газодобычу. Ведь ныне и так правительство обязало добывающие компании  продавать добытый газ на внутреннем рынке. Однако  нынешняя цена экономически невыгодная, поэтому все компании не спешат заниматься добычей и удовлетворяют преимущественно свои потребности. «Стоимость газа для  населения с учетом последнего повышения — почти тысяча гривен за тысячу метров кубических, а экспортная — 385 долларов за тысячу кубических метров. Поэтому это предел для заинтересованности», — считает Землянский.

Насколько  реально Украина может увеличить газодобычу?  «Максимально  позитивный реалистичный прогноз — до 25 миллиардов кубических метров за 5 лет (без  учета Крыма, потому что  не понятно, как с ним  быть), а пессимистический — до 20-21 миллиарда метров кубических», — прогнозирует Землянский. По его словам, увеличение газодобычи на 1 миллиард метров кубических нуждается в миллиарде долларов инвестиций.

•  Вопрос Крыма,  признает Кащук, сегодня действительно  больной. «Есть ряд договоров о распределении продукции и о совместной деятельности по разработке шельфа Черного  моря... Все инвесторы, которые хотели зайти, на большой паузе. Это касается самого большого инвестора «ЭксонМобайл»: пока еще не понятна перспектива разработки  Скифского месторождения.  Поэтому все  в ожидании — как инвесторы, так и государственные органы», — объясняет госчиновник. Единственное, что сейчас может сделать государство, добавил он, принять изменения к законодательству, чтобы разрешить переоформление лицензий с одной государственной компании на другую государственную. «Ныне нужно делать это через процедуру аннулирования и выдачи новых разрешений. А мы столкнулись  с проблемой  переоформления договоров «Черноморнефтегаза» и НАК «Надра України» на другие государственные компании», — подытожил Кащук.

Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ