Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Равная среди равных?

По каким правилам украинский агросектор может играть в ВТО...
3 ноября, 1996 - 20:09

Как известно, Украина 15 лет приближалась к заветной мечте — вступлению во Всемирную торговую организацию. Правда, с подробностями этого процесса были знакомые далеко не все. А поэтому время от времени возникали споры то в парламенте, то в правительстве, то на уровне государственных и региональных структур, то в коммерческих кругах. И если говорить об общественном интересе к этой теме, то в июле, когда Украина была уже членом ВТО, каждый пятый ее гражданин в соответствии с социологическим опросом, вообще ничего не знал о ВТО. Для таких ЕС, ВТО и НАТО — одного поля ягоды. Т.е. мало изучить алфавит ВТО, нужно еще уметь составлять из него нужные слова. Потому что при более глубоком ознакомлении выяснилось, что партнерские отношения между участниками ВТО намного сложнее, чем казалось на первый взгляд. И свободной среди свободных и равной среди равных Украина не может быть. Во всяком случае в ближайшие 3—5 лет. Тогда какое место в ансамбле ВТО занимает Украина и может ли петь в нем своим голосом? Об этом разговор с доктором экономических наук, главным научным сотрудником Института экономики и прогнозирования НАН Украины, экспертом Института развития аграрных рынков Тамарой Алексеевной ОСТАШКО.

— Тамара Алексеевна, так кто же все-таки Украина в ВТО: родная и равноправная сестра или Золушка?

— Как и во всяком бизнесе, малом или большом (а ВТО — это не просто большой, а транснациональный бизнес), родственников не может быть. Здесь на первом плане экономические интересы страны, а отсюда и жесткая конкуренция. А, следовательно, надеяться на снисходительность или уступчивость с какой-либо стороны, даже учитывая то, что Украина, как полноправный член ВТО, делает свои первые шаги, напрасно. Здесь нужно, как и все, ходить уверенно, вести себя достойно и разговаривать на понятном для всех языке. Таких уважают и с такими считаются.

Когда Украина вступала в ВТО, подробно анализировались преимущества и риски для сельского хозяйства. Одно из преимуществ — возможность на равных с другими странами-членами ВТО влиять на формирование новых правил игры в мировой торговле. Уже через месяц после официального обретения Украиной членства в ВТО Президент Украины издал Указ «О мерах, связанных с вступлением Украины во Всемирную торговую организацию» №557 от 17.06.2008, в котором поручил разработать директивы делегации Украины на переговорах в рамках Дохийского раунда развития ВТО.

Это не значит, что Украина сможет занять самостоятельную позицию в переговорах Дохийского раунда. Для нашей страны более реально присоединиться к одной из коалиций стран, которые отстаивают собственные интересы. Главное — определиться, какие правила выгодны нашим производителям и найти общие интересы с партнерами. Замечу, что правила игры, установленные ВТО для развитых стран и развивающихся стран, далеки от справедливых. Наша же страна вступила в ВТО на более жестких условиях, чем большинство развивающихся стран. Но и это нас не должно пугать. Тем более, что альтернативы нет, как и хода назад.

— А как в отношении субсидий? Что здесь, так сказать, светит Украине?

— Особенность современного регулирования сельского хозяйства в ВТО состоит в том, что некоторые члены ВТО, в первую очередь, развитые страны, имеют право использовать такие меры поддержки, как экспортные субсидии и специальные защитные меры (в использовании которых Украине отказано), а также имеют значительные объемы поддержки отрасли мерами «желтого ящика». В частности, экспортные субсидии используют около 20 стран-членов ВТО, среди которых — США, ЕС и Канада. Т.е. старожилы ВТО имеют определенные привилегии...

Рынки многих развитых стран защищены высокими тарифами. Например, средние тарифы на мясо и мясопродукты в ЕС составляют 67,3%, на молочные продукты — 56%, зерно — 78,3%, сахар — 129%. После применения формулы снижения, которая предлагается Доха-раундом, они будут составлять соответственно 22,2%, 19,7%, 25,2% и 39,2%. Для сравнения: связанный тариф на мясо и мясопродукты для Украины зафиксирован на уровне 12—15%, молочные продукты — 10%, зерно — 5—20%, сахар — 50% (вне тарифной квоты). Таким образом, даже после сокращения по формуле Доха-раунда тарифная защита агропродовольственного рынка Украины будет намного ниже (конечно, до формирования зоны свободной торговли с ЕС).

При таких условиях напрасно надеяться на установление более справедливых правил игры на мировых агропродовольственных рынках уже в ближайшее время. Ведь Доха-раунд, который стартовал в 2001 году на IV конференции министров ВТО в г. Доха (Катар), в течение следующих семи лет так и не смог согласовать официальную повестку дня переговоров. Подчеркиваю, что это не первая попытка согласовать так называемые «модальности», которые включают формулы снижения сельскохозяйственных и несельскохозяйственных тарифов и субсидий.

Любая страна может входить в различные коалиции в зависимости от ее позиции по той или иной проблеме переговорного процесса. Но наиболее активные участники Доха-раунда, между которыми ведутся основные споры в сфере сельского хозяйства, — это «новая четверка» — ЕС, США, Бразилия и Индия. В последнее время к этой четверке присоединился Китай. Такой пример. ЕС готов сократить импортные пошлины на сельскохозяйственные товары только на 39%, а не на 54%, как того требует так называемая «группа 20», настроенная на более радикальные реформы — минимальное снижение средних тарифов на 54% для развитых стран и максимальное снижение на 36% для развивающихся стран.

— Тамара Алексеевна, включившись в переговорный процесс в Дохийском раунде ВТО, в каких основных вопросах Украина согласовывает свои позиции?

— Во-первых, в отношении постепенного устранения всех форм экспортных субсидий и ограничений на экспортные кредиты, продуктовую помощь и государственные экспортные торговые предприятия. Во-вторых, уменьшение внутренней поддержки, которое деформирует торговлю, от 50% до 85% с использованием связанной формулы, некоторых ограничений на специальную продуктовую поддержку и «зеленого» ящика. И в-третьих — сокращение тарифов на 50%—73% с использованием связанной формулы, которая предусматривает большее снижение для высших тарифов.

Теперь в отношении либерализации торговли, в частности, в поддержке экспорта. Предусматривается, что экспортные субсидии для развитых стран будут отменены в 2013 году, для большинства развивающихся стран — в 2016 году, для остальных стран — в 2021 году. Для государственной финансовой помощи государственным экспортным торговым предприятиям определены такие же сроки сокращения, а предоставление государственных экспортных кредитов ограничится 180 днями.

Важным вопросом ограничений поддержки экспорта, который обсуждается, является постепенное уменьшение монопольной власти государственных экспортных компаний в развитых странах. Только в развивающихся странах будет разрешена такая монополия. Для Украины, которая не использует экспортных субсидий и не имеет права использовать их в будущем, важно проанализировать обязательство относительно ограничений поддержки государственных экспортных агентов и кредитования экспорта.

— Т.е. в случае успеха Доха-раунда планы в отношении создания мощного государственного экспортного оператора в Украине станут нереальными?

— И не только это. Будет затруднено и введение кредитной поддержки экспорта для роста конкурентоспособности на мировых рынках. Тем не менее, Украине выгодно присоединиться к странам, которые отстаивают отмену экспортных субсидий, которые широко использует ЕС, как один из основных торговых партнеров Украины.

Если говорить о внутренней поддержке, то в условиях роста цен на сельскохозяйственные товары в 2006—2007 годах предложения по ее сокращению потеряли свой «жесткий» характер. Это сказалось на последних переговорах в рамках Дохийского раунда ВТО. Тем не менее, в условиях разворачивания финансового кризиса цены на сырьевых рынках упали и, соответственно, обсуждение проблемы сокращения внутренней поддержки сельского хозяйства в развитых странах вновь приобретет острый характер. Особенностью предложений Дохийского раунда, в отличие от Уругвайского, который требовал сокращения совокупного измерения поддержки (AMS), есть намерение сократить все меры поддержки, которые не относятся к «зеленому» ящику — AMS, голубой ящик и de minimus. Эти три элемента объединены в связанный уровень OTDS (overall trade distorting domestic support — общая внутренняя поддержка, которая деформирует торговлю).

— И последнее. Как зафиксировано в отчете рабочей группы по вступлению Украины в ВТО, Украина взяла обязательство относительно неиспользования специальных защитных мер (СЗМ) ВТО, которые предусматривают возможность применения дополнительной пошлины. Чем объяснить такую позицию?

— Отказ от применения специальных защитных мер, которые предусмотрены в соглашении о сельском хозяйстве ВТО, не добровольный, он принят под давлением торговых партнеров. Теперь Украина не сможет эффективно защитить своих производителей, если объем импорта сельскохозяйственной продукции превышает критический уровень, или цена является ниже критической. Кстати, развитые страны эффективно используют эту возможность для закрытия своего рынка для более дешевых товаров из развивающихся стран. В ходе Дохийского раунда предлагается выбор между устранением СЗМ для развитых стран или сокращением применения СЗМ до 1,5% тарифных линий. На мой взгляд, вторая опция считается более радикальной и приведет к большему открытию рынков. Поэтому Украине стоит поддержать именно ее.

А в споре между ЕС и США, как показывает анализ, Украине выгодно присоединиться как к США, которые наиболее последовательно отстаивают сокращение защиты рынков, так и к ЕС, который отстаивает сокращение субсидий. Однако, если оценивать эффективность этих мер относительно либерализации мировой торговли, то снижение таможенных тарифов и увеличение доступа в рамках тарифных квот является более эффективным. Поэтому Украине выгоднее присоединиться к позиции США в отношении открытия рынков. Следовательно, наша позиция должна быть взвешенной и целесообразной. Или, как говорится у нас в Украине: тише едешь — дальше будешь...

Беседу вел Аркадий МУЗЫЧУК, журналист, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ