Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Разорение моря

Лозунг браконьера — урвать сегодня
23 июня, 1999 - 00:00

Поллитровая банка икры — 50 долларов. А из одной хорошей рыбины можно выпотрошить и 3, и 5 кг этого «золота». Плюс балык. Мировая потребность в ценнейшем природном продукте (икре), со слов кандидата биологических наук, сотрудника Южного института рыбного хозяйства П.В.Кулика, — 450 тонн. Рынок — безграничен. Спрос — огромен! А тем временем Комитет рыбного хозяйства, знай, штампует и штампует лицензии на право лова все новым юридическим лицам. (Сужу на примере своего района.) Главное для многих — урвать сегодня, ухватить, а завтра — хоть море пересохни.

И рыбные запасы, особенно осетровые, снижаются катастрофически. Судите сами. Еще десять лет назад в Азове насчитывалось 17,6 млн. осетров. Выпуск молоди ежегодно составлял 40 млн. штук. В 1996 году ученые дают иную цифру популяции — примерно 4,8 млн. осетров и 1,3 — севрюги. Промышленное воспроизводство сократилось в среднем до 27 млн. штук в год. Миллионы тут, правда, несколько условны: до взрослой рыбы доживает лишь один из 200 мальков.

Таким образом, популяция осетра направляется к нулевой отметке. Легальные уловы (в Азовском море) составляют не более 300 тонн осетра и 100 тонн севрюги за сезон. По доле участия в воспроизводстве украинским рыбакам достается не более трети, а реальный вылов осетровых можно уменьшить еще в два раза.

Но все это мало интересует браконьеров. И их, конечно, можно понять. Непонятна позиция государства. Рыбная отрасль могла бы быть высокорентабельной, приносить большие доходы. Вместо этого — обнищание, даже разорение хозяйств. К примеру, банкротом стал и наш, Приморский рыбколхоз, со звучным именем «Ударники моря». Теперь он продается частями — флот, холодильник, рыбстан на берегу. И никто не покупает. Возиться, организовывать производство... Кому хочется? Не проще ли «высыпать» ночью 10-15 сеток — себе и нужным людям. А их закормишь — будет зеленый свет и прикрытие. Нельзя дальше терпеть ситуацию, ничего не предлагая взамен, не пополняя.

О бедах Азова откровенно говорилось на очередных российско-украинских комиссиях по вопросам рыбоводства. Украинская сторона предложила чрезвычайные меры для сохранения запасов осетровых, вплоть до моратория на их промысел. Предлагалось оставить вылов только для воспроизводства, т.е. искусственного получения приплода. Договорились обратиться к правительствам Украины и России с требованием о принятии специальных мер об изменении действующего законодательства. Любая транспортировка, хранение, реализация осетровых, добытых незаконным путем, должны квалифицироваться как преступление.

Определиться в этой ситуации мог бы и мой райцентр. Было время, когда упомянутому выше рыбколхозу выделили энную сумму бюджетных денег на строительство рыбозавода. Пригнали в устье реки Обиточной (место строительства) технику, разворотили берега, да на том все и стихло. Но идея жива. И сам проект — тоже!

В условиях нехватки средств реальным представляется привлечение инвестиций. В обмен можно было бы предложить льготу на промысел осетровых, освобождение от определенных видов налогов и сборов. Заодно с промышленным строительством следовало бы развивать базу индустрии отдыха. Жизнь не заканчивается 2000 годом. А море всегда кажется чем-то вечным — великим и незыблемым.

КОММЕНТАРИЙ

В Государственном комитете рыбного хозяйства статью А.Дмитренко прокомментировали кратко: на следующий год готовится запрет на лов осетровых. Что касается рыбозавода в Приморском, который мог бы спасти рыбаков от безработицы, а этот вид ценных рыб — от вымирания, то в комитете о нем уже забыли.

Алексей ДМИТРЕНКО, Запорожская обл., г. Приморск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ