Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Речное судоходство — залог успешного экспорта

Николаевская компания «НИБУЛОН» продемонстрировала Президенту, как построить эффективный зерновой бизнес
4 сентября, 2014 - 12:07
Речное судоходство — залог успешного экспорта
ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ПЕТР ПОРОШЕНКО И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «НИБУЛОН» АЛЕКСЕЙ ВАДАТУРСКИЙ ВО ВРЕМЯ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЗАКЛАДКИ БУКСИРОВ НА СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНОМ ЗАВОДЕ «НИБУЛОН» В НИКОЛАЕВЕ. 21 АВГУСТА 2014 ГОДА / ФОТО ИЗДАНИЯ «ПРЕСТУПНОСТИ.НЕТ»

Украина собрала 35,2 миллиона тонн зерна, сообщило Министерство аграрной политики и продовольствия. Это чуть больше половины ожидаемого в 2014 году урожая. В преддверии рекордного зернового вала, правительство и аграрные компании готовятся к росту экспорта. По скромным оценкам, он составит 33 миллиона тонн! Но не все так просто. Вместе с большой перспективой перед агросектором открылся и большой вызов: как доставить зерно покупателю.

Железная дорога не осилит такой объем экспорта. Ведь количество вагонов-зерновозов не увеличивается и постоянно возникает их дефицит. «Учитывая рост зернового экспорта с 15—20 миллионов тонн до 33 миллионов тонн, даже уменьшение срока оборота вагона с 10-ти до 7-ми дней, не помогает решать проблему», — рассказывает «Дню» о возникшей проблеме генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа. В конечном итоге это отражается на цене услуги. «Чтобы получить прошлой осенью вагон, необходимо было заплатить 12 долларов с одной тонны», — пояснил он.

Автоперевозки — тоже не выход, продолжает Лапа. Чтобы перевозка было экономически выгодной, машина должна везти более 30 тонн, детализирует он. Но на дорогах существуют ограничения по грузам: машина должна быть не более 24 тонн. «Поэтому есть риск нарваться на штрафные санкции в дороге», — говорит эксперт.

Все эти проблемы отсутствуют при транспортировке зерна речным транспортом. Для сектора — это оптимальный вариант, который, кстати, широко используется в мире. Но развивают это направление в Украине единицы. Так, лидерские позиции занимает «НИБУЛОН». По сути, на сегодняшний день — это единственная отечественная агрокомпания, которая возрождает судостроение и судоходство в Украине. В ее арсенале — собственный грузовой и маневренный флот. Он состоит из 37 судов. С прошлого года добавился еще судостроительно-судоремонтный завод «НИБУЛОН». На днях судоходный парк «НИБУЛОН» пополнился обновками, изготовленными на этом заводе. В эксплуатацию сдали буксир № 5, на воду спустили буксир № 6 и начали строительство еще трех буксиров.

«Это позволит нашей компании дополнительно перевезти водным транспортном более 600 тысяч тонн только в этом году. Это будет разгрузка автомобильных дорог (от более 12,5 тысячи большегрузных автомобилей.— Авт.) и железнодорожных дорог (от почти 8,3 тысячи вагонов.— Авт.). Это экономика для аграрного сектора Украины, новые рабочие места, которых мы за время восстановления нашего судостроительно-судоремонтного завода создали более 300», — сообщил генеральный директор «НИБУЛОНа», Герой Украины Алексей Вадатурский.

Присутствующий на торжестве глава государства Петр Порошенко не оставил не замеченными заслуги компании: «НИБУЛОН» является символом возрождения Украины, украинского сельского хозяйства, людей труда, украинского машиностроения, портостроительства, судостроения». Как собственнику судостроительного завода в прошлом, Петру Алексеевичу хорошо известны пробелами, с которыми сталкивается такого рода предприятие. Но это не помешало «НИБУЛОН», говорит он, за год поднять с руин промышленный объект. По мнению Порошенко, пример предприятия Вадатурского должен вдохновлять других бизнесменов, чтобы они возрождали нашу страну. Ведь возрождение производственных мощностей — это серьезное подспорье для усиления позиций Украины на международной арене, считает Президент. «Для того, чтобы иметь сильные позиции на переговорах по миру, нам нужно иметь сильную Украину, сильное производство, сильных производственников, сильную армию. Тогда мы сможем защитить украинский суверенитет, украинскую независимость, территориальную целостность», — подчеркнул он, выступая на судостроительном заводе. При этом он пообещал всестороннюю поддержку бизнесу, который создает рабочие места и возрождает производственный потенциал Украины.

Строительство собственного флота на судостроительно-судоремонтном заводе «НИБУЛОН» — это часть реализации масштабного проекта компании, делится опытом Алексей Афанасьевич. По его словам, благодаря этому компания уже отправила на экспорт более 1,3 миллиона тонн зерновых грузов, тем самым уменьшив объемы внутренних поставок автомобильным и железнодорожным транспортом. После полного завершения этой инвестиционной программы, ежегодный объем грузоперевозки водными путями Украины у «НИБУЛОНА» составит до 3 миллионов тонн зерновых, что позволит ежедневно (!) разгружать более 250 железнодорожных вагонов и освобождать отечественные дороги от более 600 большегрузных автомобилей.

Достижения и планы одной компании впечатляют, делиться с «Днем» своими оценками президент «Украинской аграрной конфедерации» Леонид Козаченко. Они пионеры в этом направлении. А в целом Украина нуждается в не менее 10 миллионах тоннах мощностей речной перевозки, говорит он. Чтобы внедрить эти планы в жизнь, поясняет Козаченко, сектору надо 1,2 миллиарда долларов. Сума не маленькая, но ее можно привлечь в АПК, уверен эксперт.

По мнению опрошенных «Днем» участников рынка, сдерживающим фактором сегодня выступает нерешенность вопроса с дноуглубительными работами на основных реках (Днепр, Днестр, Южный Буг, Припять). Заниматься этим должно государство, но пока руки не доходят. Экономическая ситуация этому не способствует. «Если будет возможность беспрепятственной перевозки зерна баржами, то инвестиции в создание судоходного флота, речных терминалов и в целом в речную перевозку существенно вырастут», — уверен Лапа.

Привлечь инвесторов может помочь снижение тарифа на прохождение каналами, а также — поощрение частного бизнеса инвестировать свои капиталы в проведение дноуглубительных работ на основных судоходных реках, предлагает Козаченко. В качестве поощрения может быть, как во всем мире, госкредиты или компенсация банковской ставки. «Я уверен, что в этом случае строительные работы на 30% обойдутся дешевле, нежели в случае финансирования их государством. И эти деньги частные компании нашли бы, а государство ничуть не потеряло бы на канальном сборе, а в итоге даже выиграло бы. Потому что оборот перевозок по рекам Украины увеличился бы в 5—6 раз!», — говорит президент «Украинской аграрной конфедерации». Кроме того, добавляет он, нужно параллельно инвестировать в строительство речных терминалов. По его подсчетам, в течение следующих 10—15 лет Украине нужно расширить морскую перевалку с нынешних 7 миллионов тонн до 12 миллионов тонн. «Это позволит Украине экспортировать 50—60 миллионов тонн зерновых в год. А мы к этому идем», — подытожил он.

Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ