О том, что Тернопольский аэропорт начнет работать, в области говорят несколько лет. Неоднократно его инвестиционный проект представляли на Международных инвестиционных форумах. Уже и австрийский инвестор нашелся, но «сотрудничество» с ним увенчалось громким скандалом с затяжными судами. И все-таки в Тернопольском областном коммунальном предприятии «Фирма «Тернопольавиаавтотранс» не теряют надежды на то, что пройдет немного времени, и помимо чартера на аэродром будут прилетать большие пассажирские лайнеры.
Сегодня Тернопольский аэропорт готов принимать самолеты. Недавно предприятие прошло сертификацию и подтвердило свой четвертый класс. А это значит, что на летном поле могут приземляться воздушные суда весом более 60 тонн, в частности такие, как «Бойнг-737» с 150 пассажирами на борту. Аэровокзал аэропорта, как отмечает директор Тернопольского областного коммунального предприятия «Фирма «Тернопольавиаавтотранс» Юрий Малецкий, имеет реальную пропускную способность 200 пассажиров в час, пропускной пункт через государственную границу во все страны мира, обеспечивающий санитарный фито-вето-эко-контроль. Руководитель предприятия утверждает: сегодня авиакомпании интересуются Тернополем, поскольку ищут дополнительные базы для самолетов. Правда, господин Малецкий не ответил, кто именно, мотивируя коммерческой тайной, а указал только — из Киева. «Дело в том, что так называемые международные глобальные аэропорты Украины — Борисполь, Львов, Днепропетровск уже перегружены. Они на таком этапе, когда в их расписание включиться уже стало очень трудно. Поэтому сейчас начался естественный процесс вхождения авиакомпаний в региональные аэропорты типа Тернополь, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Черновцы», — рассказывает Юрий Малецкий.
В не таком уж и далеком советском прошлом тернопольский аэропорт имел авиасообщения с Москвой, Киевом, со всеми столицами республик постсоветского пространства, не говоря уже об областных центрах Украины и районных своего региона. Правда, тогда региональные аэропорты могли рассчитывать на государственные дотации. В независимой Украине, в частности, тернопольский аэропорт сократил свою работу, и уже в 2002 году расписание полетов включало только по одному чартерному рейсу в неделю в Киев, Симферополь и Стамбул, а также в обратном направлении. До 2005 года можно было еще добраться из Тернополя в столицу Турции. Сегодня же только иногда чартеры с чиновниками и львовские «досаафовцы» бороздят небо над Тернополем до аэропорта. Последние, обучая десантников, обеспечивают незначительные поступления в бюджет предприятия.
Почему бы не «перезагрузить» аэропорт? Ведь правительство упростило условия работы для малой авиации — теперь едва ли не каждый, кто имеет деньги на самолет и желание, может летать. И основные воздушные ворота страны сейчас перегружены. Поэтому весной в Тернопольском облсовете оптимистично говорили о том, что уже летом самолеты будут возить отдыхающих в Крым. Но... финансы внесли свои коррективы. Более миллиона гривен, выделенных облсоветом той же весной, поступил двумя траншами — в августе и первого октября. Но этой суммы хватало только на погашение долгов и задолженности по зарплате, которую выплачивают только за первый квартал этого года. Но и эти деньги утешили, поскольку, кроме прошлогодних 500 тысяч гривен, в последнее время на тернопольскую малую авиацию расходы и не предусматривались.
В Тернопольском областном коммунальном предприятии «Фирма «Тернопольавиаавтотранс» признают: инвестирование аэропорта дело дорогое и на значительные прибыли рассчитывать не приходится, ведь даже в 80-х годах, когда аэропорт работал на полную мощность, он был убыточным. Однако три-четыре регулярных рейса могли бы обеспечить рентабельность предприятия. Хотя есть и мнение об утопичности возрождения тернопольского аэропорта. Мол, вряд ли найдется столько платежеспособных пассажиров. И где взять 60, а то и 200 миллионов гривен под взвешенную, продуманную программу развития? Ведь область своими силами сделать этого не сможет, а малыми финансовыми вливаниями перестроить аэропорт не удастся. Глава Тернопольской областной госадминистрации Юрий Чижмарь решение проблемы видит в том, чтобы хорошо поработать над бюджетом следующего года с Кабинетом Министров Украины с целью убедить чиновников в целесообразности перестройки сети пассажирских авиапортов, в том числе и в Тернополе.