Как сообщалось, Госкомстат Украины внес уточнение в расчеты ВВП за 2005 год. Подсчитано, что рост реального валового продукта за прошлый год составлял 2,6%. Номинальный ВВП достиг 418,5 млрд грн. (в 2004 г. — 344,8 млрд грн.). По сравнению с 2004 г. рост составляет 12,1%. Однако 4/5 от него приходится на инфляционную составляющую, и лишь 1/5 — реальное увеличение валовой добавленной стоимости.
Привлекает внимание существенное увеличение ВВП в долларовом эквиваленте. С учетом инфляционной составляющей и ревальвации гривни по отношению к доллару ВВП Украины увеличился по сравнению с предыдущим годом на 27,5% и составлял 82,9 млрд. дол. (2004 г. — 65,04 млрд. дол.). В то же время Украина продолжает существенно отставать по уровню ВВП от стран Центральной Европы. Так, в Польше номинальный ВВП составлял в 2004 году 241,7 млрд. дол., в Венгрии — 99,4 млрд. дол. ВВП на одного человека в 2005 г. в Украине составлял всего 1764 дол, тогда как в Польше — 6226 дол., а в Венгрии — 10128 дол.
В этих условиях логика экономической политики настоятельно требует увеличения доли ВВП, которая направляется на накопление основного капитала. Однако в прошлом году этого не произошло. По данным Госкомстата, доля валового накопления основного капитала в структуре ВВП уменьшилась на 4%. На фоне общемировых тенденций Украина по доли накопления основного капитала в структуре ВВП (2005 г. — 21,1%) находится на уровне развитых стран. Однако такое сравнение некорректно вследствие колоссального отставания нашей экономики по показателю ВВП на одного человека. Страны Юго- Восточной Азии в 90-х годах достигли 8—9% среднегодовых темпов роста ВВП, в первую очередь благодаря высокой доле (34,5% ВВП) накопления капитала. Показательно, что даже среди отдельных развитых стран Запада норма накопления почти в полтора раза выше, чем в Украине: Норвегия — 35,1% ВВП (2001 г.), Швейцария — 33,6% (2000 г.), Финляндия — 27,3% ВВП (2001 г.). В 2004 г. опубликовано исследование МВФ, где, в частности, прогнозировалась общемировая тенденция повышения нормы накопления. Предусматривалось, что в 2005—2008 гг. она достигнет 24% ВВП. У нас же наметилась обратная тенденция.
Анализ обнародованной Госкомстатом структуры ВВП отмечает и такую негативную тенденцию: в 2005 г. состоялось существенное усиление налоговой нагрузки на экономику. Чистые налоги на производство и импорт в 2005 г. составляли 12,9% ВВП (показатель «чистые налоги на производство и импорт» рассчитывается Госкомстатом как разница между общей суммой налогов и субсидиями на производство). В течение последних лет удалось существенно снизить этот показатель и на этой почве стимулировать экономику. Об этом свидетельствует такая динамика: доля налогов, за исключением субсидий в структуре ВВП, в 2000 г. составляла 16,8%, 2001 г. — 13,4%, 2002 г. — 12,2%, 2003 г. — 11,3%, 2004 г. — 11,4% и 2005 г. — 12,9%. Соответствующая статистика свидетельствует, что вопреки курсу на снижение налогового давления на экономику, провозглашенного новой властью, в прошлом году наблюдалась обратная тенденция — доля чистых налогов в структуре ВВП по сравнению с соответствующим показателем 2004 г. существенно возросла. Но уменьшилась доля валовой прибыли: в 2004 г. она составляла 44,6% от ВВП, а в 2005 г. — 40,3%.
Обнародование объемов номинального ВВП позволяет обнаружить динамику государственного потребления. В 2005 г. расходы Сводного бюджета составляли 141,7 млрд. грн. (28 млрд. дол.), или 33,9% ВВП. Это — самый высокий показатель за последние 8 лет: уровень расходов бюджета впервые за этот период превысил отметку 30% от ВВП. Он свидетельствует, с одной стороны, об необоснованном росте уровня огосударствления украинской экономики, в частности бюрократического аппарата: каждый процент роста бюджетного потребления мультиплицирует его масштабы в увеличивающейся пропорции. С другой стороны, увеличение доли государственного потребления обуславливает соответствующее уменьшение финансовых ресурсов, направляющихся в реальную экономику, которая не отвечает принципам ее либерализации, провозглашенным новой властью. Как свидетельствуют обнародованные Госкомстатом статистические данные, в действительности имеют место обратные процессы. И в этом вопросе нарушены положительные тенденции предыдущих лет. По данным статистики, динамика расходов Сводного бюджета в структуре ВВП за 2000 —2005 гг. характеризуется такими параметрами, %:
2000 г. — 28,3
2001 г. — 27,2
2002 г. — 26,8
2003 г. — 28,4
2004 г. — 29,4
2005 г. — 33,9
Следует учитывать и то, что расходы Сводного бюджета не включают расходов Пенсионного и страховых фондов, формирующих свои финансовые ресурсы на государственной основе. Их балансы за 2005 г. не обнародованы. В 2004 г. собственные средства соответствующих фондов составляли 39,1 млрд. грн., или 11,3% ВВП. По экспертным оценкам, в 2005 г. этот показатель увеличился до 13—14% ВВП. С учетом этого можно считать, что уровень государственного потребления в Украине, которое включает в себя расходы Сводного бюджета и государственных фондов, достигает 47— 48% ВВП.
Привлекают внимание и такие данные Госкомстата: в 2005 г. расходы «сектора общего государственного управления» достигли 81,7 млрд. грн., или 19,5% ВВП. Для сравнения отметим, что в 2004 г. потребление ВВП соответствующим сектором составляло 18,1% ВВП (62,4 млрд. грн.). Вместо энергичного сжатия государственной машины, уменьшения количества государственных структур (как этого требует время и как это обещалось с трибуны Майдана) происходит процесс быстрого (интенсивного) расширенного их воссоздания. Отслеживать процесс образования новых управленческих институций становится все труднее: какие-либо «тормоза» при этом полностью отсутствуют, все делается с «революционным» размахом по принципу «чего душа пожелает?».
Как следствие, государственные расходы фактически превратились в непосильный груз для украинской экономики: через систему государственных финансов перераспределяется почти половина ВВП. Как свидетельствует международная статистика, самые большие темпы роста наблюдаются именно в тех странах, в которых количество денег, перераспределяющихся государством, не превышает 20% ВВП. А самый низкий рост — там, где уровень государственного потребления превышает 35% ВВП. Расчеты, сделанные на основании данных Всемирного банка, указывают на то, что в 1991— 2000 гг. 26 стран, в которых размеры государственного потребления составляли 35—50% ВВП, имели темпы роста в среднем 1,04%, а 14 стран с величиной государственного потребления более 50% ВВП — всего 0,95%.
Негативные тенденции украинской экономики, четко обозначившиеся в 2005 г., опасны не только сами по себе. Проблема состоит в том, что политическое руководство государства (не только правительство, но и депутатский корпус) не осознает, как об этом свидетельствует течение событий начала нынешнего года, всей деструктивности соответствующих последствий. Это подтверждают неадекватные оценки существующей экономической ситуации на официальном уровне, в частности Кабинетом Министров, заседание которого состоялось на прошлой неделе, а также финансово несбалансированные «социальные» законы, которые «конвейерным» способом «штампуются» в стенах Верховной Рады. Стопроцентная аномальность этой ситуации заключается и в том, что никто из действующих политиков, причастных к реализации соответствующего курса «экономических преобразований», не собирается уступить властные позиции после парламентских выборов. А что будет далее, каким образом придется все это преодолевать после 26 марта? Над этим сегодня, к сожалению, никто не задумывается.