Народные депутаты Украины от «Батьківщини» — Александра Кужель и Ксения Ляпина, от имени забастовочного комитета предпринимателей обратились ко всем предпринимателям Украины с призывом начать общенациональную забастовку ради поддержки евроинтеграции Украины и против подавления прав человека.
«С сегодняшнего дня мы объявляем территорию каждого своего предприятия, магазина, киоска, кофейни, ресторана, рынков и отдельных торговых мест территорией, свободной от Януковича», — заявила Кужель. Протестовать против власти планируют путем организованного неповиновения контролирующим органам и блокированием проведения проверок. Среди требований протестующих — отставка правительства и Президента и проведения досрочных выборов в Верховную Раду Украины, подписания Соглашения об ассоциации, внесение изменений в Конституцию Украины и реформирования Конституционного суда да судебной системы в целом.
Еще на прошлой неделе премьер-министр Николай Азаров заявил о серьезных проблемах государства с наполнением бюджета — за 11 месяцев 2013 года в государственный бюджет поступило 309 миллиардов гривен налогов, что на 34 миллиарда гривен меньше, чем предусматривалось бюджетным расписанием.
Но у забастовщиков — своя «правда». Александра Кужель отмечает, что забастовка не приведет к задержке выдачи зарплат бюджетникам и социальных выплат. «За январь-март 2013 года прибыль украинских предприятий сократилась в 2,3 раза, а налоги налоговая администрация забрала на 1,5 года вперед», — сказала народный депутат. Вместе с тем Ксения Ляпина обращает внимание на то, что согласно информации Миндоходов, с 2010 года часть малого и среднего бизнеса в уплате налогов увеличилась. Сегодня она составляет больше 50%. «Не прибыльные гиганты сегодня финансируют бюджет, а малый и средний бизнес», — подчеркнула она.
«День» узнавал, насколько целесообразным является такой способ протеста и к каким последствиям это может привести.
Вячеслав БЫКОВЕЦ, первый вице-президент, генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины:
— Нынче мы этот вопрос еще не обсуждали. Поэтому я не могу говорить от имени всего Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины. Но лично я считаю, что для того, чтобы предпринимать такие шаги, нужно иметь определенный юридический мотив. Здесь есть политические ноты и мотивы, которые не каждый бизнес поймет и захочет поддержать. И потому трудно сказать, какое решение будет принято Союзом.
В законе четко указано, что предприниматель имеет право не допускать контролирующий орган к проверке в случае, когда его не предупредили должным образом в соответствующий срок — за 10 дней до осуществления плановой или внеплановой проверки. Если есть плановая или внеплановая проверка, которую должна провести администрация, есть законные основания для этого, то на каких тогда основаниях предприниматель не будет пускать контролирующие органы — налоговые или любые другие, на свое предприятие? Никаких. В таком случае предприниматель начинает нарушать закон. И появляется вопрос: кто его будет защищать? Здесь очень много политики, и вряд ли все предприниматели будут поддерживать этот призыв.
Мы полностью поддерживаем евроинтеграционную политику нашего государства. Я лично находился в Вильнюсе в ноябре, посещал разные события, в частности и бизнес-форум, где говорил о стремлении членов Союза. Мы поддерживаем и Евромайдан. Потому что те предприниматели, которые принимали участие в заседаниях Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, и те, с кем я общался лично, продолжают отстаивать свою позицию — Украина должна быть в Европе, а украинская власть должна сделать все, чтобы соглашения об Ассоциации и ЗСТ были подписаны. Это направление, в котором должна двигаться Украина.
Если говорить о том, что мог бы получить отечественный бизнес после подписания Соглашения об ассоциации, и теперь не получил, то, прежде всего, стоит сказать, что, бизнес будет страдать от меньшей доступности к рынку ЕС, поскольку таможенные тарифы не будут пересмотрены, соответственно — не будут снижены. А снижение таможенных тарифов могло бы привести к улучшению условий ведения бизнеса. Преимуществом, в том числе и для малого и среднего бизнеса, должны были бы стать обмен технологиями, опытом, гармонизация отечественных стандартов к нормам ЕС. То есть, реформирование той системы технических стандартов, которая сегодня есть, пошло бы более быстрыми темпами.
Самое основное — это потери потенциальных прямых иностранных инвестиций. Когда я был в Вильнюсе, и мы говорили с представителями Еврокомиссии, то отметили что те попытки и прогрессивные шаги, которые делала Украина ради вступления в ЕС, значительно улучшили ее имидж, что можно увидеть и в рейтинге Doing Business, были хорошим стимулом для увеличения прямых иностранных инвестиций. Но сегодня Европа в ожидании. И в нынешней ситуации вряд ли можно ожидать европейских инвестиций в украинскую экономику.
Вместе с тем, мы должны понимать, что есть и определенные вызовы для украинского бизнеса. Ведь ЗСТ приведет к увеличению конкуренции на внутреннем рынке. Ведь начнется поступление европейских товаров, которые могут быть качественнее и в то же время дешевле украинского производства. Тогда отечественный бизнес станет неконкурентным. Также будут возникать дополнительные расходы, связанные с административными и неправовыми изменениями в государстве. Ведь, если мы хотим торговать из ЕС, то должны принять их требования относительно производства, а это — новые технологии, документация и, соответственно, — новые расходы.
Есть вызовы, есть позитив и негатив, но очевидно, что те страны, которые сегодня являются членами ЕС и подписали определенные соглашения, имеют более быстрое и лучшее развитие экономики, чем в нашем государстве и странах СНГ.