Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Риски, вызовы, ответы

Сейчас актуализируется проблема макроэкономических рисков
30 сентября, 2008 - 00:00

Сегодня возникают такие вопросы.

Обречена ли и Украина на охлаждение деловой активности после жесткой посадки американской экономики? Возможен ли декаплинг? Иными словами: а) Реально ли купировать ослабленное действие внешних факторов? Можно ли будет задействовать компенсирующие внутренние факторы без высокой инфляции? Однажды это было возможно (2001—2002 гг.). Каким будет формат движения экономики США? б) Что ждет мировую экономику — глобальное замедление или широкомасштабная рецессия? в) Что будет в России, Европе, Азии, на Ближнем Востоке? Сможет ли совокупный спрос стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) компенсировать уменьшение американского (США)? Джим О’ Нилл, главный экономист Goldman, считает, что это возможно (3,5% роста мирового ВВП за счет спроса стран БРИК). г) Украинская макроэкономическая политика будет адаптивной или превентивной?

В балансе рисков доминируют эндогенный (внутренние). Поэтому важно получить ответы на такие вопросы: какой будет монетарная политика правительства? Как избежать некорректного просмотра бюджета? «Джин из бутылки» — избыточные расходы ноября—декабря, выпущенные с Казначейского счета. Будет ли он в очередной раз оттуда освобожден? Не будет ли после этих реноваций инфляции в I квартале 2009 года? Какой будет и как долго будет продолжаться политическая турбулентность? Известно, что вхождение в ее зону — это значит, что может произойти:

— ослабление инвестиционного потока;

— отток капитала;

— инфляционные и девальвационные ожидания.

Насколько подорожают энергоносители? Начнется ли второе тарифное ралли? Насколько проинфляционным будет бюджет 2009 года? Удастся ли удержать 4,8 гривни за доллар США до конца года? Сможем ли продвигать гибкую курсовую политику Нацбанка? (Курс сегодня дышит...).

Выгоды бизнеса сегодня — разрыв между рыночным 5,07 и официальным 4,85. Платят налоги с 4,85 а продают валюту по 5,05. Разрыв 4,5% в пользу бизнеса. В мае он доходил до 12,2% в пользу правительства.

Есть интересы экспорта. Они получают сейчас поддержку. Но не нужно вредить энергетическому и инвестиционному импорту. Поэтому НБУ выйдет на рынок. В нужное время, в нужном объеме.

Насколько сильным будет давление на независимость Нацбанка и Минфина? Сумеем ли экспортировать зерно? Масштабно. Откроется ли хотя бы форточка для второго круга реформ? Какой будет погода?

Дело несложное — перечислить риски.

Проблема — в прогнозе материализации рисков. Менеджмент рисками должен базироваться на генерировании второй волны реформ, что предусматривает коррекцию макроэкономической политики.

Макрокоррекция. Без нее не будет остановлена галопирующая инфляция и сползание экономики на ослабленную траекторию роста. Возможно, это будет пятая коррекция с 1995 года.

Первая. Попытка подтянуть структурные, в первую очередь, бюджетную реформы. Не все удалось. Но после временного ослабления монетарной политики, в конце-концов, в 1996—1997 годах, возобновили финансовую стабильность, провели денежную реформу и осуществили малую приватизацию.

Вторая. В 1998—1999 гг. в ответ на инвазию финансового кризиса из России удалось ужесточить фискальную политику и ограничить девальвацию гривни ради недопущения более масштабного финансового сотрясения и будущего в 2000 г. восстановления экономического роста после десятилетнего спада.

Третья. В 2000 году перешли в практически бездефицитные бюджеты, осуществили широкомасштабную монетизацию расчетов, дебартеризацию и создали фундамент будущей стабильности гривни.

Четвертая. Произошло резкое ослабление фискальной политики в 2004 году. Произошла резкая социализация расходов. Начался потребительский бум. Вернулись высокие бюджетные дефициты. Инфляция снова стала двузначной. Инфляция в Украине значит, что какая-то часть экономики растет выше ее долгосрочного потенциала.

Начал формироваться локальный перегрев Лакуны перегрева. Бум доходов и потребительского кредитования.

Пятая. Попытка обратного движения произошла в конце 2006 — первые два месяца 2007 года. В бюджет 2007 года заложили более оптимальное соотношение роста инвестиции и номинальных доходов. Начался отход от шпагата 80 лет между наращиванием потребления и модернизацией основного капитала к усиленному акценту на инвестиции. С апреля была осуществлена ревизия этих намерений и коррекция макроэкономической политики была остановлена. Получили ренессанс ситуации конца 2004 года.

Новая коррекция значит:

1. Возвращение в бездефицитные или малодефицитные бюджеты.

2. Восстановление приоритета макростабильности с низкой инфляцией, как в 2001-2003 годах.

3. Переход к гибкому курсообразованию.

4. Создание предпосылок для перехода к режиму таргетирования инфляции.

5. Начало второй волны экономических реформ:

— пенсионной

— коммунальной.

6. Реинкарнация приостановленных реформ:

— аграрной

— административной

— энергетической

— дерегуляции бизнеса.

7. Объявление всеукраинского похода за ресурсосбережениями и интенсификацией.

8. Реновация приватизации в увязке с реформами в сфере инфраструктуры.

9. Судебная реформа.

10. Ограничение внешней долговой политики.

КРАТКО

1. Пятилетка бюджетных дефицитов не должна быть пролонгированной.

2. Пятилетка инфляции в двузначном измерении должна быть оставлена только в воспоминаниях.

3. Трехлетняя приватизационная блокада должна быть снята.

4. Нужно осуществить реинкарнацию аграрной реформы.

5. Должно быть начато всенародное движение за энергосбережение.

В Украине должна быть разработана и задействована Программа восстановления макроэкономической стабильности.

Валерий ЛИТВИЦКИЙ, руководитель группы советников главы НБУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ