Правительство решительно настроено снизить налоговый пресс на граждан начиная уже с 2006 года. По словам министра финансов Виктора Пинзеника, Кабмин предлагает за время с 2007-го по 2009 год снизить ставку налога на прибыль с 25% до 20%, ставку налога на добавленную стоимость — с 20% до 18%. В намерениях правительства снизить нагрузку на фонд зарплаты в 2006 году на 2%, отменить таможенный сбор и уменьшить сбор с валютных операций. Пинзеник обещает, что снижение налогов не приведет к росту дефицита госбюджета.
Министр, по-видимому, верит, что эти меры позволят кардинально расширить налоговую базу, вывести предпринимателей из тени. Последнее утверждение, похоже, не бесспорно. В конфликт с ним вступают некоторые данные, обнародованные днями главой налоговой службы Александром Киреевым. Впрочем, судя с его слов, в налоговом царстве все спокойно. Более того, есть предпосылки говорить об удачном завершении бюджетного года. По утверждению Киреева, даже без учета средств от приватизации «Криворожстали», ГНАУ не допустила бюджетного дефицита. Ключевые регионы, такие как Киев, Днепропетровск, Львов, Черкассы и Харьков, уже выполнили свой годовой план. И, если непредвиденных обстоятельств не будет, налоговая не только соберет все запланированные средства, но и заработает для бюджета дополнительные. За 11 месяцев в бюджет собрано в 1,6 раза (на 15,7 млрд. грн.) больше, чем за аналогичный период прошлого года, а по сравнению с бюджетным планом перевыполнение составило 0,9 млрд. гривен. Киреев свидетельствует, что это — результат сознательности наших граждан, которые начали активно выплачивать налоги.
Вопрос только в том, по собственной ли воле обеспечили такой рост налогоплательщики? Например, те, кто работал в почивших в бозе свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития. Вероятно, некоторая часть дополнительных поступлений была обеспечена именно теми инвесторами, которые после ликвидации льготного режима были вынуждены платить налоги.
Киреев раскрыл и некоторые другие секреты налоговой «кухни», позволившие «наварить» такой бюджетный «урожай». Проверки 57 тысяч субъектов хозяйствования на предмет неучтенных и скрытых доходов физических лиц (зарплата в «конвертах») выявили, что 79,3% из них нарушили законодательство. В результате, было доначислено 106,5 млн. грн. налогов и штрафных санкций, к административной ответственности привлечено 26,8 тыс. руководителей предприятий и предпринимателей. Они заплатили 1,4 млн. гривен штрафов. Рассказывая об этом, Киреев отметил, что предприниматели идут на это не от хорошей жизни. Но, проявив сочувствие, тут же заявил, что не может терпеть «когда один бизнес работает открыто, другой — в тени, и создаются неконкурентные условия». Бесспорно, иначе как заботой о бизнесе назвать возбуждение 97 уголовных дел нельзя.
Равно как и намерение налоговой ежеквартально публиковать в своем ведомственном издании сведения об уровне налоговой нагрузки украинских банков. Этому намерению, похоже, не помешает даже и то, что в третьем квартале 2005 года средний показатель налоговой нагрузки банков возрос почти вдвое по сравнению с соответствующим периодом минувшего года — с 1,86% до 3,24%. Причина — все то же пресловутое минимизаторство, с которым безуспешно пытался бороться, но отступил так сильно ненавидимый отечественным бизнесом Дзержинский украинских налоговиков Николай Азаров. Киреев же, по-видимому, церемониться не собирается. Правда, пока он назвал журналистам лишь те немногие банки, у которых налоговая нагрузка превышает 10%. Мы не станем публиковать даже и этот список, чтобы не делить с налоговой службой ответственность за вполне возможный вред, который это может принести банковской системе страны, равно как и нашим гражданам...
Впрочем, налоговая работает и над повышением собственной эффективности. Как рассказал Киреев, новая ее модель будет создана в результате совершенствования налогового законодательства и методологии администрирования налогов, систем предоставления и обработки налоговой отчетности, обслуживания налогоплательщиков, реформирования учета и отчетности, построения интегрированной информационной и справочной систем ГНАУ, повышения прозрачности деятельности органов налоговой службы. Словом, налоговая заработает как лучшие швейцарские часы. Вскоре, на действия налогового инспектора можно будет жаловаться по электронной почте.