Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ротация...

Эксперты: банковский рынок на пороге больших перемен
19 июня, 2014 - 11:59
ЭКС-МИНИСТР ФИНАНСОВ ВИКТОР ПИНЗЕНИК И УЖЕ ЭКС-ГЛАВА НБУ СТЕПАН КУБИВ ВЧЕРА В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Вчера Президент Украины Петр Порошенко предложил парламенту освободить от должности главы НБУ Спепана Кубива и назначить на его место Валерию Гонтареву. Напомним, что с декабря 2007 года и по нынешнее время она возглавляет совет директоров группы компаний «Инвестиционный капитал Украины» (ICU).  До того Гонтарева успела поработать первым заместителем председателя правления и начальника управления финансовых рынков в «ИНГ Банк Украина», в правлении АКБ «Сосьете Женераль Украина», где отвечала за работу банка на рынках капитала. С 1993 по 1996 год работала ведущим экономистом на Украинской межбанковской валютной бирже.

Как рассказала «Дню» претендентка на пост главы НБУ, она «готова работать». Но от дальнейших комментариев о своих первоочередных задачах пока воздержалась и пообещала рассказать после того, как «депутаты  проголосуют».

Между тем, уже сейчас очевидно: работы  будет немало. Ведь в начале недели депутаты  проголосовали за основу законопроект №4938 «О защите стабильности банковской системы». Документ называют революционным: он меняет подходы  и  принципы работы банков. Самые главные его тезисы: повышение минимального уставного капитала банков с 120 миллионов гривен до 500 миллионов гривен, введение ответственности за манипулирование курсом и расширение ответственности владельцев банков, предоставление НБУ права  устанавливать особенности банковской регуляции в случае стремительного ухудшения ситуации на финансовом рынке и тому подобное. Как изменит банковский сектор принятия этого законопроекта? Об этом «День» спросил у экспертов.   

КОММЕНТАРИИ

Эрик НАЙМАН, управляющий партнер инвестиционной компании «Капитал Таймс»:

— Чем меньше ответственности — тем лучше для банкиров. Однако для вкладчиков усиление персональной ответственности владельцев банков за свою деятельность, наоборот, — очень хорошо. Это означает автоматическое повышение прозрачности сектора. Когда человек несет в банк деньги, то он даже не представляет, кто за ним стоит, каким бизнесом он занимается, насколько позитивный у него деловой имидж. Для банков предложенное увеличение уставного капитала, конечно, — резкое, но этого не избежать. Тенденция к усилению их уставных фондов будет продолжаться. Для сектора это ознаменуется неотвратимым перераспределением: маленькие банки пострадают, а крупные — выиграют. В то же время увеличение уставных фондов все равно системно не решает проблему непрозрачности банковского сектора. Почему она сегодня возникает? Не совершенный банковский надзор. НБУ видит финансовую ситуацию в каждом банке в ежедневном режиме, но почему-то реакция на проблемы происходит с опозданием. Поэтому появление «плохих» банков — это результат несовершенного банковского контроля.

Роман  ШПЕК, председатель совета НАБУ, старший советник «Альфа-банк Украина»:

—  Банковская система слабая и она требует оздоровления. Поэтому уже время решить вопрос увеличения минимального размера капитала, поднимавшийся с 2006 года. Но благодаря стараниям лоббистов среди депутатов — владельцев банков эта норма всячески нивелировалась. Кроме того, в секторе очень слабый банковский надзор. Передача проблемного банка Фонду гарантирования вкладов происходит с большими «дырами» и требует значительных средств от НБУ для выплаты вкладов населению и капитализации. Разработка действенной превентивной системы банковского надзора всеми будет приветствоваться. С другой стороны, если законодательно будет вводиться усиление ответственности владельцев и акционеров, то параллельно стоило бы спросить и с НБУ и правительства. Ведь ни в каких принципах денежно-кредитной политики и программе правительства не предусматривалась девальвация  гривни на 40-60%,  а она произошла. В Украине никогда не было плавного изменения курса. Всегда резкие обвалы. Поэтому менеджеры банков не всегда могут предусматривать ошибки правительства, которые происходили в прошлом и происходят сейчас. Не стоит говорить, что за все должны отвечать акционеры банка, потому что Украина — не финансовый центр  мира и у нас много случается неожиданностей. Я бы  сказал так, что правительство и НБУ должны думать, как создать условия, чтобы банки самостоятельно увеличивали капитал, а не заставлять делать их это из-под палки. Что этому мешает? Нерешение последствий аннексии Крыма, популистские шаги по конвертации валютных кредитов, введение налогообложения непрямых доходов. Все продолжают смотреть на банковскую систему не как на кровеносную систему, а как на дойную корову для бюджета. И это откладывает оздоровление системы. Главная задача для НБУ и парламента сегодня — вызвать доверие  здоровых прагматичных  инвесторов,  которые придут  в сектор, а не пугать их постоянными страшилками.

Александр СУГОНЯКО, президент  Ассоциации украинских банков:

— Я против этого законопроекта. Ведь ключевая позиция закона — поднятие капитала. В условиях финансового, экономического и политического кризиса требовать от банков увеличения капитала — бред. Вместо того чтобы оздоровить банки, дать  возможность им заработать, их хотят заставить увеличивать капитал. А у меня вопрос — откуда брать деньги? Сегодня что, инвесторы идут с запада? Нет, наоборот, прямые инвестиции в Украине значительно упали. Возможно, у нас растут прибыли промышленности? Нет, уже 25 месяцев видим падение. Что, сегодня много доходов у владельцев банков? Нет, по последним данным, они имеют убытки в четыре миллиарда гривен. Что делать: продолжать нести убытки или продаться России  или США? Поэтому я и говорю, что такой шаг — это бред, который загонит банки в тупик. Сегодня необходимо укрепление финансовой стабильности банков, а не увеличение капитала. Как этого достичь? Первое — кредитовать экономику по нормальным ставкам. Этого не будет, если правительство не возьмется за восстановление экономики. Сейчас условия для этого есть: нормальный счет текущего платежного баланса и торговое сальдо. Второе — правительству совместно с МИД и бизнесом нужно искать пути выхода украинских товаров на новые экспортные рынки. А этого нет. Где программа экономического развития с определенными главными точками роста, как, к примеру, АПК и пищевая промышленность? Похоже, наступаем на те же грабли, что и в 2009 году.   Если сейчас правительство и парламент не помогут прорваться отечественному производителю за рубеж, то через 3-4 года опять произойдет мощная девальвация.

Если документ пройдет Раду и его подпишет Президент, то вливать придется огромные суммы средств. О каких суммах идет речь — никто не знает, потому что еще не завершились стрессовые тесты банковской системы. Но понятно, что речь идет не только об увеличении уставных капиталов банков, но и  о слиянии и поглощении отдельных финучреждений. Если данный законопроект примут без учета вышесказанных замечаний, то это будет потрясение банковской системы,  которое никому не нужно. Депутаты, правительство и НБУ должны понять: стабилизация банковской системы  начинается со стабилизации  экономики.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ