До начала реформ система нефтепродуктообеспечения Украины состояла из 25 областных производственно- коммерческих фирм и управлений. В их подчинении было 315 нефтебаз и 2460 автозаправочных станций. Почти вся страна была покрыта сетью нефтепродуктопроводов и отводов от них (общая длина — свыше трех тысяч километров). Отрасль имела свой информационно-вычислительный центр, проектный институт, а также строительные организации.
Этот комплекс, управление которым осуществляло Украинское объединение по обеспечению нефтью и нефтепродуктами («Укрнефтепродукт»), удовлетворял потребности народного хозяйства Украины. Но переход к рынку поставил на повестку дня вопрос о реформировании. Областные производственно-коммерческие фирмы и управления стали арендными, а в дальнейшем, с учетом антимонопольного законодательства, осуществили приватизацию. Как следствие — было создано около 90 структур различных форм собственности — открытые акционерные общества, коллективные предприятия, арендные, а также государственные предприятия, не подлежащие приватизации.
Однако вследствие проведенной децентрализации было в значительной степени утрачено государственное влияние на рынок энергоносителей. Подавляющая часть потребляемых на рынке Украины нефтепродуктов завозилась из России, что усиливало энергетическую зависимость и создавало угрозу экономической независимости нашего государства, ведь мы потеряли конкурентоспособную национальную компанию, которой в свое время было объединение «Укрнефтепродукт», а малые компании не могли противостоять экспансии и потеряли рынок сбыта и, соответственно, рабочие места. Необходимо было адаптировать комплекс нефтепродуктообеспечения к рыночным условиям, ведь от этого зависело состояние других отраслей народного хозяйства Украины, и прежде всего нефтеперерабатывающей промышленности.
В результате началась реорганизация объединения «Укрнефтепродукт» в новую рыночную структуру. За счет объединения имущественного комплекса и контрольных пакетов акций предприятий нефтепродуктообеспечения, открытых акционерных обществ, находившихся в государственной собственности, была создана акционерная холдинговая компания «Укрнефтепродукт». Это позволило решить ряд важных вопросов.
Во-первых, за счет образования контрольного пакета акций (50% + 1 акция уставного фонда) компания усиливает государственное влияние и проводит государственную политику поставки нефтепродуктов, бесперебойно обеспечивает нефтепродуктами особенно важные для государства объекты энергетики, коммунально-бытовой сферы и бюджетных организаций. Во-вторых, за счет возможности концентрации финансовых ресурсов компания закупает на внутренних и внешних рынках сырую нефть и участвует в обеспечении сырьем отечественных нефтеперерабатывающих предприятий. В-третьих, за счет налаженных связей и политики оптовой закупки нефтепродуктов на выгодных условиях она имеет возможность веско снижать общие расходы и цены на нефтепродукты. Вместе с тем за счет значительных финансовых активов компания имеет возможности улучшить стабильность производства и осуществлять контроль за поступлением средств в бюджет. Важно и то, что компания собственными активами может обеспечить украинское представительство в международных консорциумах, особенно по строительству важных объектов транзита нефти через территорию Украины. А имея достаточно ресурсов и систему хранения нефтепродуктов, она также влияет на выравнивание сезонных колебаний цен на отдельные виды нефтепродуктов, обеспечивает их хранение для потребления в пиковые периоды.
Немаловажное значение имеет и то, что компания осуществляет нормативно-правовое регулирование и контроль за соблюдением правил технической эксплуатации и организации принятия, хранения и реализации нефтепродуктов.
49 процентов акций уставного фонда компании «Укрнефтепродукт» подлежат свободной продаже, и средства от приватизации компании будут поступать в бюджет. Существенно и то, что в результате такой реорганизации в нашей стране появилась конкурентоспособная компания на рынке нефтепродуктов.
ОТ РЕДАКЦИИ
К сожалению, воссозданная система нефтепродуктообеспечения не гарантирует ни от скачкообразного повышения цен на нефтепродукты, чему мы были свидетелями на прошлой неделе, ни от жесткой их нехватки в сельскохозяйственном производстве, которому правительство то дает бензин и солярку, то не дает, возможно, руководствуясь вовсе не экономическими, а политическими соображениями. И все же система, о которой идет речь в этой статье, слишком ценна, чтобы ее разбазаривать. Больше того, ее нужно сохранить для будущих поколений — ведь доказано, что трубопроводный транспорт — самый дешевый, и не всегда ведь в этих трубах, которые пронизали всю нашу страну, будет гулять ветер...