До конца 2012 года в десяти городах Украины откроют оптово-розничные рынки сельскохозяйственной продукции. Всего в стране должны построить 25 таких оптовых агроплощадок, где производители будут продавать собственноручно выращенную продукцию, говорится в Государственной целевой программе создания оптовых рынков агропродукции. Для этого нужно найти 4 миллиарда гривен (в том числе 1,2 миллиарда гривен из госбюджета).
Первые «оптовики» уже работают во Львове, Донецке, а недавно открылся и в Киеве. На этих агроплощадках продают сельскохозяйственную продукцию преимущественно оптом. Хотя возможна и розница. «Кто угодно может приехать на эту площадку и, пройдя ветеринарное исследование качества продукции, продать ее», — рассказывает о работе оптового рынка «Столичный» его директор Алексей Чумак.
Таким образом, в Украине постепенно осваивают европейский способ торговли аграрной продукцией, который уничтожает ценовые спекуляции, говорят эксперты. И это хорошо, что украинские производители получают площадки, где можно по себестоимости продать продукцию. Но украинские «оптовики» станут действительно похожими на западные только при выполнении нескольких условий, утверждают опрошенные «Днем» эксперты.
«В Европе очень сильная конкуренция. И когда на этот рынок приезжает товаропроизводитель, то ему «сверху» не говорят, какой должна быть цена. Как будет в Украине? Это вопрос открытый», — объясняет руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. По ее словам, если на этой торговой площадке будет свободное ценообразование при надлежащем качестве товара, тогда проблем не возникнет. А вот ценовой диктат «сверху» разобьет все попытки правительства сделать украинских фермеров цивилизованными продавцами, добавляет она. И тогда, подытоживает Колесник, европейского «оптовика» не видать, как собственных ушей.
Во-вторых, говорит «Дню» генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа, отечественные оптовые рынки сельхозпродукции должны ориентироваться на мелкооптовые компании, небольшие магазинчики, фастфуды, заведения общественного питания. Если же сделают ставку на крупные торговые сети, то успеха вряд ли добьются, говорит он. По его словам, розничные сети хотят получить от поставщика продукции контракт на многомесячные бесперебойные поставки и возможность рассчитываться за приобретенный товар через две-три недели. Обеспечить такие условия украинский оптово-розничный рынок не может, потому что на нем торгуют фермеры, которые сегодня в состоянии привезти машину овощей, а завтра — нет. Кроме того, добавляет он, отрываться надолго от хозяйства фермеры не могут.
В правительстве же уверяют, что покупатели придут. По словам министра аграрной политики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка, статус оптового рынка предусматривает выдачу покупателю в случае необходимости налоговой накладной. Для мелких фирм это очень важно, утверждает министр, поскольку во время налоговых проверок именно отсутствие этих документов часто приводит к недоразумениям между бизнесом и проверяющими.
И наконец, говорят эксперты, чтобы украинские оптовые рынки действительно стали похожи на европейские, нужно в перспективе ввести систему торговли через Интернет. «Здесь (на оптовом рынке «Столичный». — Авт.) должна работать интернет-торговля», — отвечая на вопрос «Дня», говорит в ходе проверки работы рынка премьер-министр Украины Николай Азаров.
Интернет-торговля, по словам специалистов, упорядочит цены, предложение, продавцов и покупателей сельскохозяйственной продукции. И тогда каждый фермер в режиме он-лайн сможет увидеть, за сколько и где продается выращенный им продукт.