Стремление Украины в Евросоюз требует многих изменений, и речь идет не только о мировоззрении. Большая часть из них – технологические, и известны они лишь узкому кругу специалистов. И в этом контексте подписанное в 2014 году Соглашение об Ассоциации между Украиной и Европейским Союзом – очень комплексный и сложный документ. После безвиза для свободного передвижения украинцев, договора об открытом небе следующие приоритеты – промышленный и цифровой безвизы. Их не будет без Соглашения о признании доверительных услуг между Украиной и ЕС.
Об этом шла речь в ходе онлайн-обсуждения «Как развивать доверие в сфере цифровых услуг между ЕС и Украиной». Организаторы: ОО «Украинский центр европейской политики» в партнерстве с подкомитетом по вопросам приближения законодательства Украины к законодательству ЕС Комитета ВРУ по интеграции Украины в Европейский Союз посвятили его украинскому переводу MRA Cookbook, в котором четко расписано, что нужно сделать Украине, чтобы подписать это Соглашение.
Как отметила заместительница председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины в ЕС Мария МЕЗЕНЦЕВА, Украина готова к законодательной работе, прислушиваясь при этом к Минцифре и Комитету ВРУ по вопросам цифровой трансформации, общественным организациям, таким как Украинский центр европейской политики, который и осуществил перевод Cookbook, чтобы двигаться быстро в соответствии с условиями ЕС.
ЧТО ВДОХНОВИЛО К ПЕРЕВОДУ
Украина – одна из первых третьих стран, которая движется к единому цифровому рынку с ЕС, рассказывает заместительница министра цифровой трансформации по развитию публичных услуг Людмила РАБЧИНСКАЯ. По ее словам, в 2019 году Украина подала запрос о сотрудничестве с Европейской комиссией и началась совместная работа в этом направлении – тогда никто не понимал, как можно получить это признание доверительных услуг. В результате был наработан Cookbook и представлен, в том числе и для Украины.
Он состоит из четырех важных составляющих:
• законодательные требования;
• требования по надзору и оценке соответствия;
• технические условия и наилучшие практики экспертов;
• модель формирования доверия.
Идея перевести MRA Cookbook родилась в Украинском центре европейской политики, - отметила его исполнительная директорка Любовь АКУЛЕНКО. Центр реализовал ее, а Министерство цифровой трансформации присоединилось к этому процессу.
«Минцифра и Государственная служба специальной связи и защиты информации – два института, которые выстраивают инфраструктуру в сфере доверительных услуг, а министерства экономики, финансов и Нацбанк будут работать в ее рамках», – пояснила она.
В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ СOOKBOOK
Эксперт в сфере цифровых услуг Андрей ДРЕСВЯННИКОВ объяснил, что в Сookbook описана процедура того, что должна делать третья страна, чтобы подписать Соглашение о взаимном признании доверительных услуг с Европейским Союзом.
В частности, что необходимо для реализации первой составляющей – то есть как украинское законодательство в сфере публичных услуг должно соответствовать европейскому. Вторая составляющая, по его словам, – это то, что Украина должна создать национальный орган по оценке соответствия в сфере доверительных услуг. Далее – технические условия и лучшие практики (третья составляющая). Есть много стандартов, которые Украине нужно будет изменить.
Что касается четвертой составляющей, то «в нашей стране уже сформировалось определенное сообщество доверия: в Минцифре, других министерствах, разработчики «Дії», люди из бизнеса, которые интересуются этим. Вот она и должна отрабатывать самые лучшие практики».
«Модель формирования доверия – это фактически trust list. Он создан в Украине», – отметил Андрей Дресвянников. Эксперт убежден, что Украина уже многое делает в этом направлении. Мы идем вперед, и у нас есть достижения, еще не реализуемые в Европейском Союзе. Например, приложение «Дія». Это то, что в Европе только планируют, и у них оно будет называться Digital Wallet. Кроме того, Украина занимает 69-е место в E-Government Development Index. В некоторых же индексах не присутствует, поэтому есть куда двигаться и к чему стремиться.
СОВЕТЫ РАЗРАБОТЧИКА
Менеджер программы eID и eSigning Services Европейской комиссии/советник по цифровой трансформации Толис АПЛАДАС, который и разработал Сооkbook, отвечая на вопрос Любови Акуленко, может ли он на примере других стран посоветовать, как Украине быстрее пройти этот путь, отметил, что Европейская комиссия инвестировала в его разработку почти два года. Все для того, чтобы сделать признание доверительных услуг доступным для всех. В том числе и за пределами ЕС – для стран, которые хотят в этом повторить европейский путь. Так что самое быстрое – это следовать за Сookbook.
Толис Апладас отмечает, что Украина набрала хороший темп, однако следует понимать, что Соглашение о взаимном признании доверительных услуг не произойдет завтра. По его словам, это очень сложный процесс, поскольку многое меняется, в том числе законодательство и внутреннее регулирование политики институтов ЕС.
«Уверяю вас, что, разработав Cookbook, мы максимально упростили работу, которую должна проделать третья страна, в данном случае – Украина. Используя его, вы быстро поймете правила и стандарты, которые нужно принять», – подчеркнул он.
КАК БЫТЬ УКРАИНЕ ДО ПОДПИСАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ
Заместитель руководителя удостоверяющего центра Национального банка Украины Роман ПРОСКУРОВСКИЙ, реагируя на реплику, когда в банковской сфере можно будет использовать евростандарты в полной мере, отметил, что здесь готовы к наиболее быстрой и тесной интеграции с ЕС. Это касается как развития доверительных услуг, так и электронной идентификации.
Сегодня же Национальный банк и поставщики доверительных услуг, которыми являются банки, выполняют все обязательные требования, установленные в соответствии с законодательством. Контроль в этой сфере осуществляется Государственной службой специальной связи и защиты информации. Больше прояснила ситуацию заместительница министра цифровой трансформации по развитию публичных услуг Людмила Рабчинская. По ее словам, Украина до тех пор, пока подпишет Соглашение по электронным доверительным услугам, может заключать определенные сделки со странами Евросоюза. Однако это будут либо простые, либо усовершенствованные подписи. «Мы это можем делать. И я всех всегда призываю, в частности и бизнес, активно это использовать», – подчеркнула она.
Единственные ограничения, которые, по ее словам, при этом могут быть, когда законами страны ЕС четко предусмотрено, что для заключения тех или иных соглашений необходимо использовать квалифицированную подпись, которая будет доступна Украине только после подписания уже упоминавшегося Соглашения. «Нужно понимать, что с использованием простых или усовершенствованных подписей совершается очень большое количество сделок. А хочется, чтобы украинские предприниматели тоже были конкурентоспособны на этом рынке. И потому мы работаем в направлении взаимного признания», – добавила она.
Вместе с тем, как сообщил директор Департамента защиты информации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины Игорь СТЕЛЬНИК, «технические шаги по проведению экспертиз признания соответствия тех или иных алгоритмов для наложения и проверки подписи уже в Украине предпринимаются». Есть определенные сложности в создании соответствующей лаборатории по аккредитации и оценке соответствия, но это вопрос на стадии решения.
ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С УКРАИНОЙ
Ведущая специалистка ЕС в сфере цифровой политики Вилма МИСИУКОНЕНЕ отмечает, что Украина является в этой сфере первопроходцем. Так что задача сложная не только для нас, но и для Европейской комиссии, потому что и там столкнулись с этим впервые. Вилма Мисиуконене вспоминает, что начала сотрудничать с украинским правительством в 2018 году, и отмечает, что уже многое сделано.
Что касается проблем и недостатков, то в первую очередь экспертка обратила внимание на статус Украины. Так как в одном случае речь идет о подписании Соглашения с нами как с третьей страной. В другом – Украина как страна, которая выполняет Соглашение об Ассоциации с ЕС, и к ней может быть отношение как к государству, находящемуся в процессе присоединения.
«Третья страна и страна, находящаяся в процессе присоединения. Такой статус, знаете ли, при определенном подходе может по-разному трактоваться. Но я стараюсь учитывать оба подхода при предоставлении правовой оценки», – отметила она.
Что касается недостатков, то прежде всего речь идет об институциональных проблемах. В частности, в Украине существует параллельно две системы надзора за поставщиками доверительных услуг: одна – банковская, другая – центральный орган. А это делает контролирующую систему в Украине усложненной, потому что могут существовать не совсем прозрачные процессы. По словам европейской экспертки, подобного примера в ЕС нет.
«Система должна быть абсолютно прозрачной. И такой, которая не дает оснований для коррупции. Должен быть только один путь, чтобы не возникало никакой неуверенности», – отмечает она.
Кроме того, в Украине работает более 20 поставщиков доверительных услуг. Соответственно, если один из них меняет что-то в своих процессах: технические моменты, управленческие, то контролирующий орган должен быть проинформирован и соответственно отреагировать. Это большая работа. Сейчас в Украине эта функция возложена на специальные службы, что, по словам Вилмы Мисиуконене, тоже не типично.
«Я не говорю, что этого быть не может. Но это довольно необычно. Знаю, что есть три центра кибербезопасности в Украине. Но для Европы типичная практика, когда есть контролирующий орган, орган кибербезопасности и защиты данных. Они связаны между собой, обмениваются данными и обеспечивают функционирование всей системы», – отметила европейская экспертка.
Что касается ускорения процесса подписания Соглашения, то ведущая специалистка ЕС в сфере цифровой политики советует прежде всего смотреть, что можно улучшить в правовом поле. Также учредить практические проекты, цифровые связи. Это необходимо для внутренних нужд Украины, чтобы иметь доверие бизнеса и граждан. А потом – для международных партнеров, бизнеса, правительств других стран.
«Мой совет – это нарабатывать реальные проекты, не только пилоты, а воплощенные в реальность, для бизнеса, IT-сектора и правительственного сектора. Я уверена, что Комиссия, ЕС, Брюссель помогут с этим. И мы сможем двигаться вперед быстрее», – подытожила она.
ЧТО СО СРОКАМИ И СТОИТ ЛИ СПЕШИТЬ
Заместитель председателя комитета, председатель подкомитета цифровой и смарт-инфраструктуры, электронных коммуникаций, кибербезопасности и киберзащиты Комитета ВРУ по цифровой трансформации Александр ФЕДИЕНКО рассказал, что совместно с Минцифрой и комитетом Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины в ЕС работают над Соглашением о взаимном признании доверительных услуг с ЕС. В частности, принят Закон об электронных коммуникациях, на очереди – законопроекты о персональных данных, цифровом регуляторе.
Также в Украине заработал закон, разрешающий внедрять стандарты ISO. ISO – это аббревиатура, которая происходит от англоязычного названия Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization) и является синонимом гарантии высокого качества. Теперь Минцифры и Госспецсвязь смогут его использовать.
Однако Александр Федиенко обратил внимание на то, что Украина имеет собственные стандарты, цифровую инфраструктуру, школу криптозащиты. То есть мы идем в Европу со своей экосистемой, которая у нас работает, поэтому переход на стандарты ЕС должен быть постепенным.
«Не можем просто перевести уже на существующую соответствующую цифровую экосистему то, что в ЕС. Это нужно делать постепенно, изучая, как, не повреждая наши цифровые системы, имплементировать соответствующее законодательство ЕС. Считаю, что мы должны вдумчиво и тщательно двигаться вперед. Законы можно принять, но будут ли они работать. Можно быстро разрушить все и остаться в цифровом коллапсе, когда вроде бы и закон приняли и вроде бы стандарты европейские есть, но мы не были к этому технически готовы», – отметил заместитель председателя комитета.
Заместительница министра цифровой трансформации по развитию публичных услуг Людмила Рабчинская убеждена, что все четыре составляющие, предусмотренные в Cookbook, Украина все же способна реализовать за два года.
«Хотелось бы, конечно, за два года справиться со всеми четырьмя составляющими, в очередной раз удивив Еврокомиссию. Мол, Украина выполняет свои обязательства и готова, что называется, передать мяч европейской стороне – для подписания Соглашения о взаимном признании», – подытожила она.