Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сделаем наше будущее теплее!

Для этого все системы нужно перевести на стандарты XXI века
6 декабря, 2008 - 00:00

Мое детство прошло в маленьком домике из глины и соломы, который отец построил, вернувшись с войны. И потом наши пяти- и девятиэтажные дома долгое время казались мне совершенством — в них было тепло даже в студеные зимы. Но после 1991 года все начало потихоньку меняться, наши дома ветшали, а ЖЭКи из заботливых ранее хозяев стали непонятным и бездеятельным придатком к нашим, уже приватизированным жилищам. И с годами, несмотря на теплеющие зимы, наши дома начали становиться все более и более холодными, независимо от попыток их жильцов утеплять свои квартиры изнутри.

Мощные и богатые централизованные тепловые хозяйства наших городов после обретения Украиной независимости постепенно превращались в стареющие и нищающие разрозненные предприятия. Оставаясь в собственности муниципалитетов, украинские тепловые хозяйства уже давно были брошены государством на самовыживание, и все мы скоро увидим результат этого многолетнего эксперимента. Последнюю точку в истории централизованного теплоснабжения Украины поставит дорожающий природный газ. Мощная и самодостаточная когда-то система теплоснабжения Украины вначале была плавно забыта государством, а затем и муниципалитеты не смогли удержать ее на плаву, обеспечивать не только развитие, но и банальное выживание.

Популизм украинских политиков в течение многих лет удерживал тарифы на уровне прозябания тепловых хозяйств Украины. Руководителей тепловых хозяйств центральная и местные власти превращали в мальчиков для битья, показывая пальцами на них, как на виноватых во всех бедах — и в росте тарифов, и в холоде в квартирах, и в протека- ющих сетях, и в потерях тепла на старых котельных.

Потерявшие науку и развитую инфраструктуру из отраслевых и проектных институтов, пусконаладочных управлений и заводов-изготовителей оборудования, тепловые хозяйства Украины быстро нищали, но долго удерживали на плаву наши системы теплоснабжения — держались, как могли.

ЖЭКи тоже все эти годы поддерживали способность зданий удерживать тепло по такому же принципу, как могли — без выделения денег на капремонты прошло более 20 лет. Распад системы теплоснабжения Украины шел с двух сторон — стареющие здания теряли способность удерживать тепло, а предприятия тепловых сетей теряли рентабельтность и способность подавать это тепло к нашим зданиям в нужном количестве по цене, доступной нашим кошелькам.

То, что украинской системе теплоснабжения нужна глобальная модернизация, уже ясно большинству игроков на этом поле. Неясной остается модель и глубина этой модернизации. Уж больно велик соблазн ограничиться заменой котлов и перестановкой кроватей. Так легко поставить новые котлы вместо старых и уволить несколько проштрафившихся руководителей. Почти никто не осмеливается замахнуться на глубокую модернизацию системы, просуществовавшую более половины столетия, включая смену ее хозяйственной модели.

Отсутствие финансовых ресурсов на радикальную модернизацию, жесточайший кадровый дефицит, проблемы с законодательной и нормативной базой, отсутствие надежных прогнозов на рост цены топлива и объемов его надежных поставок в следующие десятилетия — вот что мешает принять правильные и обоснованные решения по судьбе украинской системы теплоснабжения.

Если бы будущее открылось нам на несколько десятилетий вперед, то мы бы сразу приняли единственно правильные решения. Но это безжалостное время лишило нас руководителей страны, мыслящих категориями пятилеток, разрушило единство инженеров, способных реализовать новые планы Государственной электрификации.Наверное, имен- но эта проблема станет основной для нашей страны в надвигающиеся десятилетия.

В 2008 году платежи за импорт природного газа в Украину составляли около 10 миллиардов долларов, а в 2012 году они составят уже более 25 миллиардов, в 2016 — более 40 миллиардов долларов. Соответствующий рост неплатежей тепловых хозяйств за газ приводит нас от дефицита в платежных балансах 0,5 — 0,6 миллиарда долларов в 2008 году к 5—7 миллиардам долларов в 2016 году. Ясно, что такая экономика нежизнеспособна и, скорее всего, рухнет значительно раньше.

Время, необходимое для нормального принятия и исполнения решения по глобальной модернизации зданий и систем теплоснабжения Украины, быстро истекает. Чтобы нам не пришлось действовать в авральной обстановке, как в Алчевске, бросая все силы страны на латание катастрофических последствий мгновенного разрушения системы теплоснабжения Украины, нужно принять верные и расчетливые решения.

Модернизация сотен тепловых хозяйств нашей страны, термомодернизация десятков тысяч многоэтажных зданий с выводом природного газа в резервный и пиковый источник топлива — это большая задача. Просто так уйти от природного газа не получится, и нужна долгосрочная стратегия по переводу всей системы теплоснабжения Украины на новые рельсы жизни в XXI веке — веке исчезающей нефти и газа.

Основными ориентирами для стратегии глубокой модернизации системы теплоснабжения Украины являются две глобальные цели:

Используя новые энергосберегающие технологии термомодернизации зданий, снизить потребность в тепле в три раза. Нет нужды доказывать, что многие города в мире уже прошли этот путь.

Используя новые безгазовые энергетические технологии производства тепла, снизить его стоимость в три раза с одновременным замещением природного газа местными источниками топлива и энергии на 80% от существующих объемов потребления. Подобная программа реализована Швецией в 90-х годах и опыт этой страны может быть полностью использован в Украине.

В основе предлагаемой стратегии лежит вывод о том, что финансирование глубокой модернизации зданий и системы теплоснабжения Украины осуществимо за счет потенциала возникающей экономии со средним периодом окупаемости 6—7 лет. Проще говоря, растущий с годами поток многих миллиардов долларов в оплате за импортный природный газ нужно развернуть в обратную сторону — на глубокую модернизацию наших домов и систем теплоснабжения.

Нам необходимо подготовить две крупнейшие национальные программы и заменить законодательную и нормативную базу ЖКХ периода централизованной экономики на законодательную и нормативную базу ЖКХ периода экономики рыночной.

Новая стратегия модернизации зданий и систем теплоснабжения потребует предельной мобилизации ресурсов государства, особенно в первые годы — когда придется одновременно оплачивать быстро растущие платежи за природный газ и быстро растущие платежи по займам на модернизацию.

Но главной целью этой стратегии должна стать независимость страны от импорта природного газа и независимость бюджетов ее граждан от растущих тарифов на тепло.

Два одновременно идущих процесса — резкое подорожание тепловой энергии и бурный прогресс технологий утепления зданий и энергоэффективной модернизации их инженерных систем создают новое качество для начала термомодернизации зданий, построенных в прошлом столетии.

В начале XXI века в Украине впервые создались предпосылки для экономически обоснованной массовой модернизации городских многоэтажных зданий с полным обновлением внешнего вида, заменой оконных и дверных проемов, снижением теплопотерь в среднем на 65% от существующих сегодня уровней. Одновременно с термомодернизацией зданий может быть решена задача диверсификации источников тепловой энергии и перехода на технологии производства тепловой энергии с использованием ночной электроэнергии, тепловых насосов и других технологий XXI века.

Василий СТЕПАНЕНКО, эксперт альянса «Новая энергия Украины»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ