Можно ли абстрагироваться от политики, анализируя достижения и просчеты прошлого года? Это попытались сделать негосударственные политические центры. По словам директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, оценивая экономическую ситуацию в стране, можно увидеть, что правительства ставили перед собой очень амбициозные задачи, сталкивались с невозможностью их воплощения, а только потом делали их более реалистичными, расхлебывая попутно последствия от витания в облаках. Так, в этом году произошло самое высокое в истории независимой Украины номинальное повышение заработков граждан, однако реальным оно так и не стало, столкнувшись с инфляцией.
Говоря о деньгах и доходах, Бураковский отметил, что не стоит ждать эффективности от украинского фондового рынка, где нет реального инструментария для работы банков, финансовых учреждений и пенсионных фондов. Государство, не сделав ничего для этого, взамен навязало государственным институциям, имеющим отношение к фондовикам, несвойственные им экономические функции.
Недальновидность украинское руководство проявило и в ситуации с ценами на газ. Как отметил эксперт Центра имени Разумкова Владимир Сапрыкин, единственный, предпринятый для повышения энергоэффективности шаг — создание специализированного Агентства вместо профильного комитета ничего не стоит без специального законодательства, штрафующего расточителей и поощряющего рачительных пользователей. Не скажется на экономии энергии и решение НКРЭ, отменившей свое постановление о повышении цен на газ и электроэнергию для населения. Мнение экспертов однозначно — цены надо поднимать, защищая малоимущих адресными льготами. По словам Сапрыкина, соглашение между «Нафтогазом Украины» и российским «Газпромом» крайне невыгодно для нас, потому что многие его положения, особенно о создании СП с «Росукрэнерго», будут трактоваться не в нашу пользу. Негатив этого предприятия, по словам эксперта, в том, что теперь над предприятиями-должниками нависает угроза быть проданными за долги. При этом Сапрыкин считает, что сосредоточившись на газовых проблемах, государство упустило не менее важные — угольные и нефтяные.
Впрочем, стоит отметить, что эксперты не только осуждают промахи правительства, но и отмечают его достижения. По словам Бураковского, в этом году мы приблизились к ВТО, реструктуризовали долговые обязательства и, несмотря на плохое влияние разговоров о реприватизации, выгодно продали «Криворожсталь». Повышение доходов граждан, несмотря на инфляцию (10,3%), которую они не считают критической, также воспринимается экспертами положительно. По словам руководителя группы советников главы Нацбанка Валерия Литвицкого, в этом году денежная эмиссия Нацбанка не привела к росту инфляции: валютный резерв превышал монетарную базу и внешний долг — за новыми деньгами стояли реальные ценности. Несмотря на ревальвацию гривни, проблем на валютном рынке также не возникло — население не вняло призывам сдавать доллары, увеличив количество депозитов на 90%. Сыграло положительную роль и снижение с 17% до 14% средней ставки по кредитам.
Однако все эти достижения выглядят какими-то недолговечными. По словам директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерия Гееца, несмотря на экономический рост, правительству, как и всем его предшественникам, так и не удалось создать экономический резерв, который мог бы выручить страну в сложное время. Как отметил эксперт, все повышения сразу закладывались в базу и поддерживались за счет поступлений от приватизации. В дальнейшем, когда миллионов от «Криворожстали» уже не будет, сохранять такие объемы социальных выплат будет намного сложнее. Особенно во время постоянных смен высшего руководства. По словам Гееца, при пересмотре бюджета (в том, что он будет, никто и не сомневается — Авт. ) необходимо переоценить расходы государства с учетом возможности их выполнения.
Говоря о стратегии дальнейшего развития, Бураковский отметил, что времена кардинальных перемен должны закончиться, уступив место тонкой настройке экономики. Не сосредотачиваясь только на макроэкономике, власть должна уделить внимание и микроэкономическим преобразованиям, которые имеют существенное влияние на приток инвестиций. А главное, пришло время создать и осуществлять стратегию экономического роста.
В принципе, таких стратегий за год было написано немало, начиная от программы действий правительства «Навстречу людям». Вопрос только в том, что их так и не удосуживались выполнять. Советник Президента Александр Пасхавер объясняет это отсутствием идеологии. Стратегии, по его словам, не может быть, пока нет единой цели. А единая цель, чувствуется, может появиться только через два месяца, когда окончательно станет ясно, кому управлять страной.