Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Штопор на взлете?

От корпорации «Антонов» ждут не конфликтов, а самолетов
21 ноября, 2005 - 20:22
ФОТО ВЗЯТО С САЙТА ХААПП

В минувшее воскресенье открылся авиасалон Dubai 2005, на котором представлена также авиастроительная промышленность Украины. В первый же день этого крупнейшего в мире авиации события, крон- принц эмирата Дубаи Мухаммед Бин Рашид Аль Мактум побывал на борту самолета Ан-74ТК- 300VIP, который на выставке демонстрирует Харьковское государственное авиационное производственное предприятие. Принц высоко оценил эксклюзивный интерьер самолета, соответствующий, по его мнению, самым высоким стандартам комфорта и безопасности. Как отметил генеральный директор ХГАПП Павел Науменко, «сегодня Ан- 74ТК-300VIP — это лучшее предложение на рынке по соотношению «цена—качество». «Мы настроены на серьезную конкурентную борьбу на этом многообещающем рынке, — заявил Науменко журналистам. — Причем речь не идет об игре на низкой цене, хотя стоимость самолетов данного класса в принципе довольно высока. Мы готовы побеждать за счет высокого качества самолетов, гарантированной надежности и максимального комфорта на борту». После выставки Ан- 74ТК-300VIP, как сообщила «Дню» пресс-служба предприятия, отправится в короткое турне по странам Северной Африки и будет показан в Хартуме (Судан) и Каире (Египет). В Судане его презентация станет частью мероприятий по активизации крупнейшего экспортного контракта ХГАПП с министерством авиации этой страны на общую сумму более $100 млн.

На фоне этой суммы несколько бледнеет тот факт, что воспользовавшись услугами государственной исполнительной службы, АНТК им. О.К. Антонова получил на этой неделе, в соответствии с судебными решениями, больше 2,5 млн. гривен от Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. Как сообщила «Дню» юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры», представляющая интересы АНТК, поводом для судебного иска в Хозяйственный суд г. Киева (его решение было подтверждено Апелляционным хозяйственным судом г. Киева) послужило невыполнение ряда лицензионных соглашений о кооперационном сотрудничестве, заключенных между ХГАПП и АНТК им. Антонова. Словом, работа государственной самолетостроительной корпорации «Национальное объединение «Антонов» (а упомянутые предприятия составляют ее основу) начинается со скандала.

Напомним, что государственная исполнительная служба в конце августа направила всем девяти банкам, обслуживающим 38 счетов в национальной и иностранной валюте, принадлежащих Харьковскому авиазаводу, платежные поручения о принудительном списании 2,5 млн. гривен в пользу АНТК им. О.К. Антонова. Харьковчане платить не хотели, а возможно, действительно не могли, и в начале сентября ХГАПП обратилось в Хозяйственный суд г. Киева с просьбой «остановить исполнение по делу...» о взыскании 2,5 млн. гривен и «рассрочить исполнение решения» в связи с тем, что «должник не имеет финансовой возможности своевременно выполнить решение суда». Такой ответ суд вполне мог бы рассматривать как повод для возбуждения дела о банкротстве. Но «умелые действия исполнительной службы освободили АНТК от необходимости приступать к процедурам банкротства ХГАПП», — описывает «Ильяшев и Партнеры» обстоятельства финансовой победы своего клиента.

Закончится ли на этом судебная война между главными участниками корпорации? Общая сумма требований АНТК им. Антонова в связи с невыполнением упомянутых соглашений о кооперационном сотрудничестве к ХГАПП превышает 160 млн. гривен, и сейчас в судах различных инстанций рассматривается четыре соответствующих иска. Правда, согласно решениям хозсудов Киева и Харькова, АНТК им. Антонова также должен харьковским авиастроителям 117 млн. гривен.

Суды между киевлянами и харьковчанами начались в начале года, когда стало ясно, что новая власть, как и ее предшественница, является сторонницей интеграции украинского авиапрома. Но элитный АНТК, справедливо считающийся мозгом авиастроительного комплекса страны, идею корпорации воспринимал исключительно в свете «киевоцентризма» и, похоже, до сих пор не может переступить через эти амбиции. С обидой ушел на пенсию прославленный генеральный конструктор Петр Балабуев. А предприятия перешли от взаимных обвинений к изматывающему сутяжничеству, которое, не скроем, не лучшим образом отразилось на их имидже как внутри страны, так и за рубежом.

Когда правительство наконец утвердило устав государственной самолетостроительной корпорации «Национальное объединение «Антонов» (в составе Киевского авиационного завода «Авиант», ГП «АНТК им. Антонова», ГП «Завод 410 гражданской авиации» и ХГАПП, а также предположительно ОАО «Украинский НИИ авиационной технологии», в котором государству принадлежит 50% акций), то показалось, что страсти могут утихнуть. Тем более, что руководителем корпорации — генеральным директором — председателем правления назначили экс-министра промышленной политики, бывшего директора ХГАПП Анатолия Мялицу, которого также хорошо знают и ценят на киевских авиастроительных предприятиях — сразу после назначения их руководители с одобрением комментировали это решение.

И Мялица стал генерировать положительные для объединения сигналы. Он в частности сообщил, что корпорация намерена в первую очередь совершенствовать тяжелый транспортный самолет Ан-124 («Руслан») и развивать программу строительства украинско-российского регионального реактивного самолета Ан-148. «Есть заинтересованность потенциальных покупателей Ан-124, но необходима его модернизация», — указал Мялица и добавил, что для этого необходимо также наладить «правильные взаимоотношения с Россией». Кроме того, он сообщил, что корпорация «не собирается ставить точку» на программе военно-транспортного самолета Ан-70. Однако при этом не без горечи отметил, что «программ много — финансов мало». И рассказал о намерении корпорации отрабатывать вопросы привлечения средств, в том числе бюджетных и корпоративных, на финансирование этих программ.

Но, видимо, Мялицу еще не до конца посвятили в нюансы судебно-исполнительной деятельности. И, как видим, новому руководителю объединенного украинского авиапрома не удалось пока остановить раскрученный еще до него винт судебной тяжбы. Не помогла в этом и мощная поддержка со стороны премьер- министра Юрия Еханурова, который заявил на заседании правительства: «Несмотря на весь тот шум, который поднимают противники создания корпорации, мы должны уже в этом году сделать все организационные меры для того, чтобы были руководители на всех предприятиях и чтобы корпорация начала работать». А вместо этого — сегодня с ХГАППа снимают 2,5 миллиона гривен. Завтра подобной участи, возможно, не избежать и АНТК. За кем будет следующий раунд этой схватки? И не кончится ли она, говоря языком авиаторов, глубоким штопором, из которого не смогут выйти оба предприятия, да и сам «Антонов»? Впрочем, есть и еще одна версия: взысканные с харьковчан деньги как раз и пойдут на финансирование программ авиастроительной корпорации. Но, думается, это далеко не лучший способ консолидации трудовых коллективов, с таким трудом вливающихся в национальное самолетостроительное объединение.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ