Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Штормовое предупреждение: как усилят украинские ВМС

Какие изменения ждут Украинский военно-морской флот в ближайшие пять лет
8 июля, 2015 - 12:30
ВМС
ФОТО REUTERS

До 2020 года украинский флот должен увеличиться втрое. Об этом заявил на брифинге первый заместитель начальника штаба командования Военно-морских сил Вооруженных сил Украины Дмитрий Таран. По его словам, это предполагается в концепции развития флота, которая сейчас согласовывается в Министерстве обороны. Как сообщил контр-адмирал, состав увеличится как за счет боевых кораблей, так и вспомогательного флота. Он напомнил, что «75% своего военного флота Украина утратила из-за агрессии Российской Федерации в Крыму». Сейчас ВМС насчитывают около 40 единиц — 10 надводных кораблей и 33 судна обеспечения. И как сообщил УНИАН заместитель начальника штаба командования ВМС по вопросам евроинтеграции Андрей Рыженко, у 90% из них заканчиваются термины эксплуатации. «А в 2018 году термины эксплуатации заканчиваются вообще у всех украинских кораблей», — добавил капитан первого ранга.

Рыженко подчеркнул, что втрое увеличатся не все ВМС, а конкретно флот, командование надеется на постройку трех десятков кораблей и катеров. По его словам, в основном пополнение составят катера типа «Гюрза», которые строятся в Украине и «гораздо дешевле, чем корветы». То есть, ставку сделать решили все-таки большей мерой на так называемый москитный флот. Это в нынешних условиях выглядит вполне оправданно хотя бы потому, что малотоннажные корабли строятся быстрее. Да и долго строящийся на «Черноморском судостроительном заводе» корвет проекта 58250 с водоизмещением 2600 тонн и мощным вооружением рассчитан на выполнение задач не столько в Черном море, но в более отдаленных районах.

Другое дело, что катера «Гюрза» рассчитаны в основном на борьбу с малоразмерными судами противника, пехотой и легкой бронетехникой на берегу. «Гюрза» бронирована, у нее пуленепробиваемые стекла, на вооружении — две модифицированные боевые башни БМП-2 и БТР-70, гранатомет и др. В то время как эффективным оказывался несколько иной «москитный флот», если посмотреть на практическое применение. Так, Израиль в свое время смог защитить свое побережье небольшими ракетными катерами, которые способны уничтожать и крупные корабли. Они взаимодействовали с дизельными подводными лодками, и корветами с ракетным вооружением.

Ключевым здесь является наличие противокорабельных ракет. В 2002 году в США прошли учения, в которых были задействованы армия, флот, авиация. Крупному соединению кораблей противостоял «москитный флот», в том числе из множества мелких рыболовецких шхун. Большое число целей снизило эффективность обнаружения электроникой. Опять-таки, условный удар в основном наносился ракетами. Хотя имитировались даже удары экипажами-смертниками. Торпедные удары нанесли две дизельные малошумные подводные лодки. В результате «враг» отправил на дно две трети флота США — атомный авианосец, десяток крейсеров, эсминцев и фрегатов, пять десантных транспортов и десантный вертолетоносец, остальные получили различные повреждения.

Возвращаясь к украинским бронированным катерам, здесь о наличии противокорабельных ракет речь не идет. Есть разве что противотанковые управляемые ракеты. Важный плюс — катер имеет стелс-технологии (специфическая форма, композитные материалы) и плохо заметен для корабельных средств слежения.

Важно отметить, что использование небольших кораблей для борьбы с более крупными — эффективно в сочетании с хорошей маскировкой. При выполнении боевой задачи в ход идет все: и радиомолчание, и значительное сбавление скорости для того, что бы цели на радарах противник принял за рыболовецкие шхуны... Добавим попутно, что здесь также важно и взаимодействие как с другими типами кораблей, так и с другими родами войск.

Собственно, более крупные корабли в штабе украинских ВМС тоже ждут, хотя подробности на этот счет не разглашаются. Но, во всяком случае, первый на очереди — корвет «Владимир Великий», построить который власти обещают уже к 2018 году. Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь ранее высказывался за то, что бы одним кораблем такого типа и ограничиться. «Средства целесообразно перенацелить на создание эффективных для современной ситуации кораблей — в частности, корветов водоизмещением до 1000 т. Возможно ориентиром для создания их разработки условно может быть шведский корвет Visby (многоцелевой корабль, построенный по стелс-технологии, с различными видами вооружения. — Ред.). Особенно, что касается малозаметности и снижение стоимости строительства и эксплуатации», — отмечал он.

Украинские флотоводцы хотят также иметь собственный подводный флот. Речь идет о сверхмалых подводных лодках. Об этом сообщил командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук. По его словам, использование именно таких подводных лодок обусловливают и незначительные глубины Черного моря.

В штабе командования ВМС оценивают свои потребности на ближайшую пятилетку в два миллиарда долларов — «чтобы обеспечить Военно-морской флот новыми кораблями, техникой морской пехоты и авиации». По словам заместителя начальника штаба командования ВМС Андрея Рыженко, если строить корабль, то одна тонна водотоннажности обходится приблизительно в 100 тыс. долл. Катер стоит около 7—10 млн долл., корвет — 200—250 млн долл. Если средства будут, то выполнять оборонный заказ будут отечественные корабелы. Собственно, помимо корвета, который строит ЧСЗ, уже заканчивается строительство двух катеров «Гюрза» на киевском заводе «Ленинская кузница».

Но в любом случае радоваться украинским военным морякам пока нечему, поскольку они хорошо понимают, что сейчас озвучены только планы, которые будут корректироваться в зависимости от многих обстоятельств. Флот независимой Украины никогда не финансировался достаточной мерой, и при самых лучших раскладах получал деньги разве что на ремонт кораблей. Так что не будет преувеличением сказать, что нужно готовиться к тому, что за ближайшие пять лет в полном объеме программа выполнена не будет.

«Любой специалист скажет, что ближайшие пять лет — не до кораблей. Надо восстановить береговую оборону, исключить десантные операции, а средств и на это мало», — считает директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. С ним солидарен и Михаил Самусь, который говорит, что создание мощной береговой ракетно-артиллерийской системы «может существенно повысить суммарную эффективность действий флота на Черноморско-Азовском театре военных действий». «Размеры Черноморско-Азовского ТВД в теории позволяют эффективно нейтрализовать угрозы с моря даже при наличии только комплексной системы разведки и эффективных ракетно-артиллерийских войск», — уверен эксперт.

Пока тактические украинские учения сводятся к отражению потенциальных попыток высадки морского десанта на побережье Черного моря, во время которых по морским целям открывает огонь гаубичная самоходная батарея бригады береговой обороны. Но российские СМИ пишут о том, что любая цель в том же Азовском море может быть поражена противокорабельной ракетой с Крыма или с кораблей Черноморского флота, «которым даже не придется покидать акваторию Черного моря».

Впрочем, сторонники скорейшего восстановления украинского флота приводят свои аргументы. Например, необходимость охранять континентальный шельф Черного моря, на котором содержится запас нефти и газа, равный, по разным оценкам, от полутриллиона до триллиона долларов. Мол, если корабли охранять не будут, то их отберут россияне, как уже сделали это с вышками «Черноморнефтегаза».

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ