Компании во всем мире стремятся автоматизировать рутинные процессы. Особая надежда — на искусственный интеллект (далее — AI).
Тем не менее, от его алгоритмических ошибок не застрахованы ни финансовые гиганты, ни сидящий в тихом омуте средний бизнес, ни новички рынка, ориентированные на стартапы и гранты. Какова бы ни была конечная цель применения технологий AI, ее корень должен произрастать из тщательно удобренной научной почвы. И формирует ее человек.
Украина сегодня не подготовлена должным образом ни к разработке подобных систем, ни к их изучению, ни к формированию стратегий и принципов массового внедрения AI.
Да, высокотехнологичные ресурсы нам недоступны, а своих мы не создали, поэтому ценность будут иметь любые подвижки. И если ключевые принципы взаимодействия с AI изначально должны быть ориентированы на безопасность и качество работы системы, то почему бы не начать с подготовки соответствующих специалистов?
Профессионалы, претендующие на работу в данной области, как воздуха требуют качественного образования на базе и математики, и физики, и логики, и инженерии, и даже экономики. Работа с AI предполагает аналитическое мышление и способность решать проблемы, ориентируясь на множество факторов, которые позволяют предприятиям оставаться конкурентоспособными.
Кроме того, специалистам в сфере AI нужны технические навыки для проектирования, обслуживания и «реабилитации» технологий и ПО, которые временами будут давать сбои.
ПРОГНОЗ
Согласно исследованию компании McKinsey, к 2020 году только в США будет отсутствовать от 140 до 190 тысяч профильных специалистов, способных эффективно работать с данными, и до 1,5 миллиона аналитиков и менеджеров соответствующих направлений.
Многие из этих недостающих рабочих мест будут обеспечены людьми из высокотехнологичных, богатых талантами, но более дешевых стран, среди которых Украина стоит на первом месте. А инженеры и ученые из нашей страны, как показала мировая практика, способны выполнять любые задачи.
На этом фоне украинскому правительству следовало бы начать с малого — придать ценность подготовке кадров, которые смогли бы работать не на запросы других стран, а для начала хотя бы точечно удовлетворять потребности развивающегося отечественного рынка.
В глобальном контексте машины до сих пор зависят от людей и, благо, исключительно последние устанавливают границы их применения на рынке труда.
Поэтому увеличение количества специалистов, способных управлять технологическими инновациями, принесет пользу не только благодаря повышению производительности, но и за счет создания и закрепления базовых принципов ответственного подхода к работе с технологиями.
Впоследствии мы бы смогли не просто взрастить достойный рынок профильных работников, но и получать от них качественный и безопасный технологический продукт.
Европейская практика показывает, что приобретение новых навыков улучшает производительность каждого вовлеченного в процесс человека и всего общества в целом. А это оказывает благоприятное воздействие на экономику. Именно так в странах ЕС в свое время появились первые крупные экспериментальные лаборатории и исследовательские центры AI.
Тем не менее, во многих странах существуют хотя бы одна из двух ключевых проблем в этом направлении: недооценка современных технологий и отсутствие стратегий формирования рынка специалистов, способных с ними работать.
В странах Восточной Европы присутствуют обе проблемы, препятствующие созданию полноценной инфраструктуры для развития AI.
Да, конечно, можно создавать огромное количество различных приложений и программ, обучающих работе с AI, но глобально это не даст серьезного результата. Это будет работать только в случае внедрения на уровне государства комплексных образовательных программ, к которым можно было бы подключать учеников и студентов всех образовательных заведений.
К примеру, в Штатах делают ставку на высшее образование, фокусируясь на специалистах, имеющих за плечами кандидатские и докторские работы в области AI и робототехники. В Японии решили внедрить с 2020 года в образовательные школы программирование, полагая, что в эпоху инновационных технологий прививать навыки работы с ними нужно с юного возраста.
В большинстве стран Евросоюза хотя бы один университет имеет кафедру AI, робототехники и машиноведения для формирования стабильного статуса профильных специалистов на современном рынке труда. Притом, большинство этих учебных заведений тесно сотрудничают со школами и частными техно-хабами с целью привлечения юных умов к инновациям.
Достаточно ли одного заимствования для формирования плодотворных отношений с технологиями в нашей стране? Разумеется, нет. Реальное значение имеет тесное сотрудничество с международными экспертами, обмен опытом, наследование базовых правил безопасности и компетентных подходов к пока что неизученной нами области работы и образования.
ВРЕМЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ AI УШЛО
В 2018-м и государства, и компании стремятся инвестировать в AI и машинное обучение, надеясь на рост и прибыль. Однако я уверен, что бизнес-лидеры должны сделать шаг назад и осознать, что, во-первых, любой частный бизнес имеет свои собственные потребности и приоритеты, которые могут отличаться от рынка в целом. И, во-вторых, свою специфику имеет каждое государство.
В США компании Силиконовой долины хедхантят талантливый персонал и обеспечивают им огромные зарплаты. Но компании с более ограниченными ресурсами (в частности, человеческими) не в состоянии конкурировать.
Вывод? Несмотря на то, что автоматизация и искусственный интеллект предоставляет прекрасную возможность устранить человеческую ошибку из уравнения, не каждое государство и не каждый бизнес готовы к конкуренции и применению высоких технологий. Во избежание вреда, логично сконцентрировать здесь и сейчас все усилия на подготовке высококлассных специалистов, и лишь тогда пытаться общаться на «ты» с AI.