Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило на уровне «ССС» долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Украины. Такое решение, как сообщается в пресс-релизе агентства, отражает отсутствие прогресса в имплементации программы реформ, необходимого для привлечения пакета внешней финансовой помощи. Из этого сообщения можно сделать вывод, что и недавнее повышение тарифов на газ и тепло, которое новым правительством рекламируется в качестве одной из основоположных реформ в нашей стране, на Западе таковой не признается.
Похоже, на такой вывод повлияло, в частности, и мнение украинского экспертного сообщества, далеко не в полной мере воспринимающего не столько требования МВФ в отношении пересмотра тарифов, сколько излишнее рвение в этом вопросе украинского правительства. И, весьма возможно, лед на переговорах Украины с МВФ, которые проходят сейчас в Киеве, уже чуть-чуть тронулся. «Некоторые вопросы теряют актуальность, некоторые добавляются, — сказал журналистам глава фракции БПП в парламенте Игорь Грынив. По его словам, во время консультаций с представителями миссии МВФ, Украина может отказаться от некоторых условий Фонда. «Повестка дня, стоящая до приезда миссии, очень сильно меняется уже во время переговоров здесь, в Украине», — сообщил он.
Если предположить, что эти изменения лоббируются какими-то здравомыслящими силами в правительстве, то в этом, безусловно, есть и заслуга экспертной среды, всесторонне рассмотревшей и не одобрившей нынешний виток тарифного ралли. Говорит президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут: «Руководство НАК «Нафтога Украины» уверяет, что в Стокгольмском суде оно отстаивает положение, что цена газа должна формироваться на условиях цена на хабе минус транспортировка. И это правильно. Но когда речь идет о модели цены для украинских потребителей, то в ней почему-то стоит плюс. А ведь газ в большей части добывается у нас, в Украине, и население, а также предприятия теплокоммунэнерго в этом году на 90—95% используют именно газ собственной добычи».
Эксперт подчеркивает, что население и теплокоммунэнерго уже немало сделали для сокращения потребления газового топлива. За последний год оно упало на 22%, причем большая часть этой экономии принадлежит населению, которое, «несмотря на красивую субсидиарную сказку, ощущает, куда катится страна (при таком уровне энергопотребления) и старается находить негазовые варианты для отопления и приготовления пищи. В 2016 году сокращение по газу будет еще больше. Но, по словам эксперта, в ответ на резкое повышение тарифов население использует еще и другие методы: это и борьба путем неплатежей за скорейшую установку счетчиков и другие модели противостояния. «Не надо недооценивать людей», — призывает Нарбут правительство и осуждает модель «циничности и фарисейства тех, кто сидит на верхних этажах нашего политического истэблишмента и призывает переходить на негазовые виды топлива».
«Да, снижение потребления обеспечено, но какой ценой? Да, мазут и уголь дешевле, — соглашается эксперт, — еще дешевле хворост и солома. Но тут вступают в действие экологические нормы, определенные обязательства Украины по выполнению европейских директив. И все же в результате потребление населения и теплокоммунэнерго упадет до 15 миллиардов кубометров. И это вполне сопоставимо с объемом добычи негосударственного, но находящегося в собственности «Нафтогаза» предприятия «Укргазвыдобування», которому правительством директивно установлена цена. Ей мог бы позавидовать любой независимый частный газодобытчик страны. Это сделано как бы руками фокусника. Цена газа, установленная постановлением правительства от 27 апреля (4849 гривен без НДС за тысячу кубометров), выше, чем на рынка поставки газа промышленности, где существует конкуренция независимых газодобытчиков».
Нарбут говорит об альтернативном и справедливом варианте образования цены для газа внутренней добычи. По его словам, для этого следовало бы брать стоимость газа на близком, с точки зрения поставок в Украину, центральноевропейском газовом хабе, плечо поставок с которого в нашу страну гораздо короче. В связи с этим эксперт предполагает, что широкая дискуссия о ценообразовании газа еще впереди. «Несмотря на то, что в меморандуме с МВФ было обязательство Украины поднять тариф до 75% импортного паритета, вдруг был сделан такой смелый шаг (100%), — отмечает Нарбут и говорит о причинах такой отваги: — Правительство, наверное, понимало, что непопулярные действия необходимо проводить сразу, одним махом, а потом пытаться улучшать ситуацию и таким образом выглядеть большим реформатором, чем другие. Но основной мотив лежит в плоскости формирования базы для создания базы нынешнего правительства и выполнения условий, ставившихся группами его участников. Существенно возросшие после повышения цены финансовые потоки могли быть доминантами при принятии такого решения».