На фоне многолетних и пока что бесплодных разговоров и обещаний о евроинтеграции, чем особо грешила ныне уже постаревшая «новая» власть, Госадминистрация железнодорожного транспота сделала во вторник вполне реальный и, похоже, эффективный шаг на этом пути: начала перевозки грузов по унифицированной накладной. В этот день экспериментальный поезд, груженый 1120 тоннами проката производства Донецкого мини- металлургического завода «ИСТИЛ-Украина» и снабженный унифицированной накладной, отбыл в Германию со станции Мостиска-2 Львовской железной дороги. Его отправным пунктом была станция Ясиноватая Донецкой железной дороги, а маршрут лежит до станции Цайтхайн — Рорверг (Германия).
Преимущества нововведения состоят в том, что этот состав пересек госграницу Украины без переоформления проездных документов. Такое право дает Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении, действующее на территории стран-членов Организации содружества железных дорог (ОСЖД) и транспортное право ЦИМ, действующее на территории стран, присоединившихся к конвенции Межгосударственной организации международных перевозок (ОТИФ) «Единые правила к договору о межународных железнодорожных перевозках».
В «Укрзалiзницi» надеются, что введение электронной накладной будет способствовать интеграции украинских железных дорог в европейскую транспортную систему на взаимовыгодных условиях. Кроме того, это позволит «Укрзалiзницi» повысить конкурентоспособность своих услуг на европейском транспортном рынке.
Первым шагом, который сближает страны Востока и Запада в сфере грузовых перевозок, назвал внедрение унифицированной накладной гендиректор «Укрзалiзницi» Василий Гладких. «Мы рассчитываем, что эффект от введения этой накладной с течением времени будет набирать оборотов, как «снежный ком», поскольку перевозчики стран Востока и Запада будут пользоваться единым перевозочным документом, — сказал Гладких журналистам. — Мы хотим быть по возможности более привлекательными для своих партнеров, скорое доставлять грузы. А с введением единой накладной бюрократических преград для перевозчиков не будет существовать». При этом Гладких также отметил, что страна получит от использования этого документа существенную выгоду и, по мнению Гладких, «нужно бороться за каждую копейку, которая придет в экономику Украины».
Кстати, разработанной «Укрзалiзницею» единой накладной смогут пользоваться 25 стран Азии и Европы, которые являются членами ОСЖД (Организации сотрудничества железных дорог). В частности, это такие страны как Китай, Северная Корея, Вьетнам, Монголия, а также все страны Востока, которые имеют ширину колеи 1520 мм.
Высоко оценивает украино- польское сотрудничество в сфере грузовых перевозок, а также введение единой накладной руководитель АО «Польские железные дороги» Анджей Вах. «Я убежден, что это является красивым результатом нашей общей работы», — сказал он журналистам на станции Мостыска 2. По словам Ваха,введение унифицированной накладной может стать примером для наследования. «В границах третьего транспортного коридора мы сможем развивать сотрудничество, и тем самым показать красивый пример для других стран». Вах возлагает большие надежды на единую накладную и убежден, что ее внедрение увеличит объемы грузовых перевозок между двумя странами. По его мнению, железные дороги Европы и Азии должны создать конкурентные условия и достойно конкурировать с автомобильным видом транспорта, где уже действует единая накладная на грузовые перевозки. Вах также сообщил, что среди других стратегических проектов, которые будут оказывать содействие сотрудничеству железных дорог Востока и Запада — разработка электронной накладной, которая позволит сократить время на оформление перевозочных документов за счет введения в электронную базу информации о характере груза, месте назначения и сроке доставки.
Железнодорожники видят этот проект чрезвычайно перспективным. По их мнению, перевозчики из разных стран смогут передавать электронную накладную сразу на границу для предшествующего согласования перевозочного документа. Такая практика существенно сократит время доставки грузов.
По объемам грузовых перевозок железной дороги Украина занимает четвертое место на Евразийском континенте, уступая лишь Китаю, России и Индии. По Гладких, в первом полугодии объем транзитных грузов составил 27,6 миллиона тонн. «А накладная, я считаю, увеличит транзит еще больше», — подчеркнул главный железнодорожник страны.