Финансовые показатели — важнейший элемент проверки благонадежности вашего партнера. Но одного беглого ознакомления с ними недостаточно — надо еще уметь их анализировать. Многие предприниматели склонны думать, что свои финансовые данные партнер вправе оберегать от чужих глаз. Отсюда и ложная стеснительность при их затребовании. На самом деле финансовое состояние предприятия не может быть лишь его внутренним делом, поскольку оно определяет отношение к нему всех его контактеров. А этот круг весьма широк: клиенты, поставщики, банки, инвесторы, страховщики, арендодатели, лизингодатели, поручители и прочие.
Несколько лет назад группой советников Фонда Сороса был проведен опрос 116-ти предприятий в Киевской, Харьковской, Львовской и Одесской областях. Выяснилось, что при оценке потенциального партнера 77,9% руководителей считают самым важным фактором размер его кредиторской и дебиторской задолженности. На втором месте по значимости у 72,6% респондентов оказались личные связи, на третьем — фактор задолженности по зарплате (56,6%). Заключать длительные контракты только со знакомыми партнерами считают целесообразным 77,1%, а с незнакомцами заключают контракты только 44,8%, да и то лишь на срок не более трех месяцев. В наличии проблемы неплатежей фактически признались 66% руководителей, а остальным 34%, скорее всего, удается работать по предоплате.
Перечисление денег за будущий товар, отпуск продукции без предоплаты, передача имущества в аренду или лизинг, оказание финансовой помощи, инвестирование, совместное финансирование какого-либо проекта — эти операции по своей сути являются кредитованием. Во всех них присутствует обязательный риск: разрыв во времени между исполнением своих обязательств каждой из сторон. Риск этот всегда несет тот, кто исполняет свои обязанности первым, поскольку он выступает в роли кредитора. По отношению к нему вторая сторона оказывается заемщиком. Разрыв между датами взаимного исполнения обязательств может длиться как один день, так и несколько лет, но независимо от продолжительности, вероятность утраты средств практически одинакова. Мало знать, что ваш партнер платежеспособен: если отношения достаточно длительны, то те критерии, которыми определяется платежеспособность контрагента сегодня, не должны быть утрачены им в течение всего срока сделки. Итак, активы партнера не только должны существовать физически, они должны быть ликвидными, не иметь тенденции к обесцениванию и не выходить из- под его права распоряжения.
Если ваш деловой партнер нерезидент, то имейте в виду, что наша система бухгалтерского учета вызывает у иностранцев сплошные вопросы, поскольку она ориентирована на высвечивание того, сколько нужно платить налогов. Под стать ему и наше законодательство, где все прописано подробно и ясно только в части контроля и наказания, а о поддержке и защите предпринимателя — только общие фразы, достойные манифеста, а не закона. Западные же стандарты выполняют аналитическую функцию и раскрывают экономическое положение предприятия.
Кроме последних отчетных данных, необходимо ознакомиться и с показателями за предыдущие периоды. Их сопоставление позволит определить вектор платежеспособности фирмы: развивается она или разваливается, набирает обороты или, наоборот, накапливает долги. Многих руководителей подводит экономическое невежество, незнание основ финансового менеджмента. В отношении собственных денежных средств границы их интересов лежат в двух плоскостях: сколько поступило на счет и сколько платить налогов. Многие просто «зациклены» на уходе от налогов, превратно понимая под этим искусство финансового менеджмента. Подавляющее большинство руководителей предъявляют к своим бухгалтерам два требования: не ошибаться и уметь припрятывать прибыль. Но бухгалтер — не финансовый менеджер, он лишь исполнитель экономических решений своего босса, зеркало его политики и желаний. Измотанный нестыковкой законов, беспределом налоговиков и вечно горящими сроками платежей и подачи отчетов, он не в состоянии управлять финансами.
Чем же определяется платежеспособность? Часто приходится сталкиваться с примитивным пониманием этого критерия. Некоторые считают признаком платежеспособности наличие средств на расчетном счете. Но «обездвиженные» деньги — вовсе не панацея. Они могут означать либо неумение оперативно управлять ресурсами, либо являться результатом неправедного накопления, когда поступления только «коллекционируются», а естественных затрат нет. Возможен и третий вариант: деньги есть, но они заемные и предназначаются не для вас.
Другие «финансисты» оценивают платежеспособность партнера исключительно по обороту, предполагая, что тот, кто ворочает миллионами, в любой момент будет в состоянии рассчитаться. При этом как бы подразумевается, что прохождение по счету огромных сумм подтверждает, во- первых, наличие собственных средств у предприятия, и, во-вторых, возможность их изъятия в любой момент.
Главный критерий финансовой устойчивости фирмы — это степень независимости от внешних источников финансирования и способность в установленные сроки погашать обязательства. В банках и инвестиционных компаниях подробными расчетами занимаются квалифицированные специалисты. Но оценивать платежеспособность партнера приходится и обычным коммерческим структурам, где узких специалистов может и не быть. Поэтому руководитель обязан разбираться хотя бы в основах бухучета, уметь читать баланс, знать, на какие цифры следует смотреть, чтобы понять главное: есть ли у контрагента возможность рассчитаться.