Нынешний сезон сахароварения, как предрекают эксперты, не сможет преодолеть негативные тенденции в сахарной отрасли Украины. В связи со вступлением в ВТО в этом году могут быть закрыты еще 20 убыточных предприятий, и среди них не только мелкие, но и входящие в крупные холдинги. Остается в очередной раз ждать обещанной государством в лице Министерства аграрной политики «умной, взвешенной государственной политики, которая позволит Украине за счет наиболее востребованной на мировых рынках продукции подтягивать проблемные отрасли».
Напомним, что Украине в наследство от плановой экономики Советского Союза досталась сверхмощная сахарная отрасль. Ведь в прежние годы республика была обязана обеспечивать «сладким золотом» не только себя, но и шестую часть земной суши. Именно поэтому на отечественных просторах появилось более 200 сахарных заводов.
После развала СССР оказалось, что украинский сахар имеет высокую себестоимость, что делает его неконкурентоспособным. Так, в 2006/2007 маркетинговом году себестоимость тонны конечного продукта превысила $600, в то время как среднемировой показатель составляет $400. Украина постепенно стала утрачивать традиционные рынки сбыта, и в частности российский. В результате ежегодно закрывалась часть предприятий отрасли. Многие из них были «экспортированы» в виде металлолома в Турцию и страны Евросоюза.
Кризисные явления последних лет нанесли сокрушительный удар как по свекольной, так и по сахарной отраслям. Кризис 2005 года сезоном позже перерос в кризис перепроизводства. Рекордный урожай 2006 года в 22 млн. тонн сахарной свеклы, из которых было произведено 2,65 млн. тонн сахара при емкости внутреннего рынка около 2 млн. тонн, резко снизил цены на сахар (до 2,1—2,2 гривни за килограмм) против задекларированных правительством 2,85 гривни. Вместе с переходящими запасами на украинский рынок стало «давить» 1,1 млн. тонн «лишнего» сахара, качество которого весьма далеко от мировых стандартов. Последствия этого сахарный рынок ощущает до сих пор.
В 2007 году посевы сахарной свеклы сократились в целом по стране на 150 тыс. гектаров, что привело к сворачиванию производства. В результате в прошлом году работало всего 109 сахарных заводов, в то время как в 2006 году — 121. Нынешний год неизбежно потребует новых «жертв», поскольку сахарная отрасль может оказаться наиболее уязвимой после вступления нашей страны в ВТО.
Особенно серьезные проблемы возникают у предприятий, не имеющих собственной сырьевой базы. Уже в прошлом году сокращение посевных площадей сказалось на внутренней цене продукции сахарных заводов и на их взаимоотношениях с поставщиками сырья. Так, настоящий скандал разразился между тернопольскими производителями сахарной свеклы и двумя заводами — ООО «Бучач-сахар» и ООО «Борщив-сахар», которые входят в состав «Украинской продовольственной компании» (УПК).
Уже в начале сезона 2007 года стало известно, что УПК задолжала местным производителям сахарной свеклы 32,7 млн. гривен. Пока «пожар» в срочном порядке тушили, аграрии стали перепрофилировать производство. Тем более, что сахаровары не смогли надлежащим образом обеспечить свеклосеющие хозяйства семенами, удобрениями и средствами защиты от вредителей. Площади под сахарную свеклу сократились до 2,5 тыс. га.
Осенью Борщовский и Бучацкий заводы, испытывая серьезные финансовые затруднения, стали работать с поставщиками сырья по давальческим схемам. То есть рассчитываться за сахарную свеклу конечной продукцией.
По таким схемам работают ныне и другие предприятия отрасли. Однако, только «Борщив- сахар» и «Бучач-сахар» начали устанавливать разные условия оплаты сырья на призаводских и временных свеклопунктах. И, кроме того, стали настаивать на низкой сахаристости закупаемой свеклы, что позволило снижать закупочные цены. Такая ценовая политика вызвала негодование у производителей свеклы и заинтересовала Тернопольское отделение АМКУ. Сельхозпроизводители стали вывозить сырье в другие области, где за него платили больше. А АМКУ возбудило против заводов дело по факту злоупотребления монопольным положением.
Как следствие, в 2007 году названные предприятия проработали всего 20 дней, тогда как в предыдущем году сезон для них продолжался 70 дней. Выпуск продукции сократился с 50,9 тыс. т до 8,7 тыс. т. И предприятия даже не имели средств, чтобы рассчитываться с сельхозпроизводителями.
На защиту последних встал тернопольский губернатор. Он обвинил «Украинскую продовольственную компанию» в остановке Бучацкого и Борщовского сахарных заводов. А также привлек прокуратуру и МВД для ускорения расчетов с аграриями. Со своей стороны, производители сахарной свеклы в лице ООО «Бучачхлебпром» стали в судебном порядке добиваться ареста и отчуждения имущества сахарных заводов за долги.
Такое положение вещей, очевидно, не радует собственников, да и работников этих предприятий. Возможно, проблему могла бы решить продажа заводов. Такая идея витала в воздухе, хотя в УПК соответствующие намерения отрицают. Однако техническое состояние этих заводов вряд ли может привлечь потенциальных инвесторов. Кроме того, неприглядное нынешнее состояние предприятий усугубляется небезупречным прошлым. «Украинская продовольственная компания» является правопреемницей «Тернопольского агропромышленного комплекса», о скандальной регистрации и функционировании которого в свое время писала украинская пресса.
Скорее всего, помочь ООО «Борщив-сахар» и ООО «Бучач- сахар» уже не сможет никто. Разве что чиновники Агропрома в самом деле станут осуществлять обещанную «умную, взвешенную государственную политику». Но уповать на эти обещания трудно, поскольку призывы реформировать отрасль звучат на протяжении всего периода существования независимой Украины. Но первым пунктом этих реформ так или иначе должно стать планомерное и неуклонное сокращение убыточных заводов. Другого пути, к сожалению, нет. А теперь убыточным предприятиям свои жесткие условия будет диктовать рынок. Так что в ближайшем будущем следует ожидать, что значительная часть устаревших сахарных заводов уйдет на металлолом. Останется ли он внутри страны или его вывезут за рубеж — зависит от конъюнктуры рынка.
В условиях вступления Украины в ВТО, безусловно, выживут крепкие предприятия полного цикла, которым удалось провести реконструкцию основных производственных фондов. В результате они могут выпускать конкурентоспособную и качественную продукцию, соответствующую европейским стандартам.