Как сообщает Министерство энергетики и угольной промышленности, в январе-сентябре этого года транзит через отечественную систему нефтепровода сократился до 10, 660 миллионов тонн. Это почти на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Хоть в сентябре транзит в европейские страны и увеличился по сравнению с сентябрем 2011 года на 2,6% — до 1, 307 миллионов тонн.
Стоит отметить, что объемы транзита нефти падают уже несколько лет. В частности, в 2011 году по сравнению с 2010-м транзит нефти в Европу сократился почти на 12% — до 17, 771 миллионов тонн.
Отметим, по мнению специалистов отрасли, такие объемы прокачки нефти для нефтетранспортной системы Украины уже далеко за пределами рентабельности. Как отмечает президент энергетического клуба «Q-club» Александр ТОДИЙЧУК, ее входящая мощность — 110 миллионов тонн нефти в год. И нынешние объемы прокачки — просто «слезы для отечественной трубы».
При этом в текущем году рискует не сбыться даже пессимистический прогноз транзита нефти. В конце прошлого года специалисты прогнозировали объем прокачки в 2012 году на уровне 17—18 миллионов тонн. Впрочем, даже такая цифра — тоже за пределами рентабельности.
Параллельно с транзитом падает и потребление внутри Украины. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, за 9 месяцев этого года объемы транспортировки нефти на НПЗ Украины сократились в 2,4 раза, или на 4, 304 миллионов тонн — до 3, 38 миллионов тонн.
КСТАТИ
Между тем, стремительный рост цен на бензин, сообщает «Коммерсант-Украина», в последние годы привел к увеличению спроса на дизельные модели и автомобили с меньшим объемом двигателя. Как пишет издание, в общем объеме продаж Porsche в Украине доля дизельных моделей выросла с 19% в 2010 году до 28% в текущем году. У Audi продажи дизельных версий в этом году достигли 35% против 26% годом ранее. А импортеры Mercedes-Benz и Volvo утверждают, что уже несколько лет около 60% их продаж занимают автомобили с дизельными двигателями. Еще одной тенденцией стал рост спроса на премиальные автомобили с небольшим объемом двигателя. В общем объеме продаж BMW в Украине часть автомобилей с объемом двигателя до 2 л увеличилась с 27% в 2010 году до 43% в 2012. Над снижением расходов топлива задумались не только производители премиальных автомобилей, но и представители сегмента luxury. Интерес к экономичным моделям «подстегивает» рост цен на горючее. В целом сейчас цены на дизельные машины в среднем на 10—15% выше бензиновых аналогов.