Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смена названия, но не сути

Эксперты «Дня» оценили правительственный план реформирования Министерства доходов и сборов
29 мая, 2014 - 12:01
Смена названия, но не сути
СТАНЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВЫМ «МОНСТРОМ» В РУКАХ НЫНЕШНЕГО МИНИСТРА ФИНАНСОВ АЛЕКСАНДРА ШЛАПАКА? ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТО НЕТ, УВЕРЕНЫ ОПРОШЕННЫЕ «Днем» ЭКСПЕРТЫ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Правительство таки поставило точку в вопросе ликвидации финансового «монстра» Клименко. Речь ид ет о реформировании Министерства доходов и сборов (Миндох). Напомним, ещ е в канун назначения премьер-министром Арсений Яценюк обещал, что лишит предпринимателей детища бывшего главы фискального ведомства. Впрочем, как уже писал «День», по пути в премьерское кресло концепция реформирования Миндоха изменилась и вместо обещанных двух отдельных структур (Государственная налоговая служба и Государственная таможенная служба) появилась... аж одна. Имя ее — Государственная фискальная служба.

«У нас создана Государственная фискальная служба, и я хотел бы, чтобы 2 июня руководители службы отчитались про борьбу с налоговыми ямами, о том, как они ликвидировали коррупцию на таможне или не ликвидировали, и о том, как мы работаем с бизнесом, в первую очередь, органы Налоговой службы. И дальше мы будем принимать, в том числе, и кадровые решения», — резюмировал Яценюк. При этом он не уточнил, когда правительство приняло решение о создании Государственной фискальной службы, а также — будет ли новая служба работать на базе Миндоходов.

Законопроект о создании Государственной фискальной службы (ГФС) может быть обнародован уже на следующей неделе (2 — 8 июня 2014 года), сообщил вчера заместитель министра доходов и сборов Украины Владимир Хоменко. «Идет процедура ликвидации Миндоходов. Было заявлено о том, что создана Государственная фискальная служба, и направлено положение о такой службе. Оно сегодня находится в правительстве в профильных министерствах. С ними работает юридический департамент. ГФС предусматривает администрирование налогов... будет обеспечивать блок налоговой службы, блок таможенной службы — таможенная служба. Но это будет единая служба»,— сообщил он. По словам Хоменко, она также будет включать блок налоговой милиции и службы финансовых расследований.

Как изменится система работы налогово-таможенной системы? Пока что она действует как и раньше: никуда не делась уплата налогов впер ед. Об этом свидетельствует отч ет о наполнении бюджета людей, ответственных за эти направления в КМУ. Так, первый заместитель министра доходов и сборов Украины Игорь Билоус рассказал, что в апреле объ ем налоговых поступлений в госбюджет Украины составил 16,7 миллиарда гривен. «Это 100% до апреля 2013. Мы выполнили индикатив Минфина и достигли своей цели», — прибавил он. По словам Билоуса, объ ем переплат налогов снижается. В частности, переплаты по налогу на прибыль сократились на 400 миллионов гривен, по налогу на добавленную стоимость — на 100 миллионов гривен. Возмещение НДС субъектам ведения хозяйства в апреле было 4,2 миллиарда гривен. А вот таможня, по словам заместителя министра доходов и сборов, который опекается таможенной политикой, Виталия Науменко, немного недовыполнила план — дала 10,5 миллиарда гривен, составляющие 95%.

Пока что повис в воздухе и вопрос коррупции. Бывший министр доходов и сборов Александр Клименко в свой странице на «Фейсбуке» написал, что его полугодовая попытка решить этот вопрос увенчалось ничем. «Менял руководителей региональных таможен, ставил сканера и вешал электронные замки, внедрял видеокамеры на таможенных пунктах, устанавливал телефоны доверия, увеличил штат службы безопасности... Мы работали с коллективом, разъясняли и пропагандировали, демонстрировали фильмы, ловили на горячем, увольняли. Но большинство сотрудников таможни саботировали работу, меняли схемы и все равно делали сво е дело», — пишет он. На самом ли деле не работают эти методы? Нынешней власти будет несложно проверить их на практике и они сработают, убеждают эксперты, но при условии, что бизнес-сообщество примет предложенный план реформирования Миндоходов, которое длительное время называли не иначе как финансовый «монстр». Как оценивают в бизнес-среде реформирование Миндоходов? Об этом «День» спросил участников рынка.

КОММЕНТАРИИ

Александра КУЖЕЛЬ, председатель парламентского комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики:

— Пока еще ничего не изменилось. Финансовый монстр не уничтожен. Я не считаю, что сделать финансовую инспекцию — правильный шаг. Если и оставлять вместе эти ведомства, то нужно было только в виде отдельного министерства, чтобы руководители четко отвечали за выполнение возложенных на них функций. Теперь же это служба, которая находится в подчинении Министерства финансов. Поэтому обеим службам ставится только одна задача — максимальный сбор налогов. Если налоговой службе, в сущности, эта задача близка, потому что она априори этим занимается, то таможенной — не совсем, потому что ее работа касается создания инвестиционного климата, прозрачности на границе, конкурентоспособности. И если, например, заходит в страну определенное количество бензина или керосина без таможенного оформления, то остальные аналогичные местные бизнесы оказывается в неконкурентной среде и могут обанкротиться. Если тюками на границе растаможивается товар, а должен бы — килограммами (потому что это дорогие, брендовые вещи, а не секонд-хенд), то о какой конкуренции легпрома говорим? А это все задачи и функции таможни, которой у нас сегодня нет. Поэтому я не думаю, что единый орган в подчинении Минфина — правильно. Государственная таможенная служба должна быть как отдельный государственный орган, тогда как ГНАУ, действительно, может входить в состав Минфина. И сближение ГНА и Минфина должно было бы быть в части налогового и бухгалтерского учета, администрирования налогов, оформления налоговых деклараций и накладных и тому подобное. Почему не разделили Миндох? Клименко выстроил мощную систему сбора, отчетности и  администрирования информации. Ее никто не хотел ломать, потому что она очень удобна в плане анализа — все данные в одних руках. Поэтому и министру финансов это тоже выгодно с точки зрения управления.

Виктор ТИМОШЕНКО, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, бывший глава Крымской таможни:

— Переход их в состав Минфина, это — правильное решение. Ведь создание двух министерств или структур, которые дублируют функции друг друга — не рационально. Почему я так говорю? И таможня, и налоговая отвечают за сбор доходов. Только Гостаможслужба — за сбор налогов до шлагбаума, а после него — налоговая. Но, в сущности, у них одна и та же база налогообложения и клиенты. И единый фискальный орган — это не финансовый «монстр», а мировая практика. Например, в Польше существует два подразделения в составе Минфина, а в Украине будет одна служба. Как застраховаться, чтобы она не превратилась в инструмент финансового давления, как это было при Клименко? Только введением общественного контроля. Другого механизма нет. Предприниматели пока еще не почувствовали ни облегчения, ни ухудшения в работе налоговиков и таможенников. Все работает, как и раньше, но пока еще отсутствуют те кабальные вымогательские схемы, которые были раньше. Чтобы они не вернулись, Президент должен публично сказать, что красть и брать взятки — нельзя. И тогда проблем не будет.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ