Бюджетный законопроект, рассматриваемый сегодня Верховной Радой, уже успел обрасти положительными характеристиками. В то же время скептики называют его бюджетом революционной романтики, то есть проблематичным с точки зрения реального выполнения. Накануне рассмотрения бюджета-2005 в парламенте «День» беседовал с министром финансов Виктором Пинзеныком.
— Изменения к бюджету больше напоминают абсолютно новый вариант государственной сметы. Зачем такие радикальные шаги?
— Мы подготовили не только изменения к бюджету, но и заложили программу развития Украины на 2006 год, исходя, в первую очередь, из предвыборных основ новоизбранного президента и принятой парламентом программы правительства.
— В чем заключаются основные новации, которые коснутся каждого украинца?
— В первую очередь, минимальная зарплата и минимальная пенсия закладываются на одинаковом уровне — 332 гривни. Таким образом, устраняется дисбаланс, который возник между ними еще в прошлом году, когда минимальная пенсия была установлена на уровне 284 гривни, а самая низкая зарплата равнялась только 237 гривням. С этого года начато внедрение тарифной сетки. Возобновить ее полностью мы не сможем — ибо цена вопроса 43 млрд. гривен. Если минимальная заработная плата в течение нынешнего года повысится на 40%, то средняя зарплата в экономике вырастет на 38%, а в бюджетной сфере — на 57%. Этим мы пытаемся поднять престиж квалифицированного труда. В пенсионном обеспечении также сделан ряд шагов относительно ликвидации уравниловки. Если сегодня 83% пенсионеров получают одинаковые пенсии, то вскоре таких станет в два раза меньше. В частности, надеюсь, приятной будет новость для военных пенсионеров: их средние пенсии по сравнению с прошлым годом вырастут в 2,3 раза. Поднимая в 12 раз помощь родителям при появлении на свет ребенка, — до 8,5 тыс. грн., мы записали в соответствующей статье, что эти средства будут расходоваться только на товары детского назначения.
— Реально ли получить соответствующие поступления в госбюджет?
— В первую очередь, мы выполнили план доходной части за первые два месяца текущего года. В марте бюджет будет также перевыполнен. Но при этом мы сознательно закладываем в него осторожные прогнозы, хотя и имеем первые оптимистические результаты. 5,4 млрд. грн. дефицита полностью покрываются за счет приватизации. И хотя за январь и февраль от приватизации получено только 130 млн. грн., это не должно нас пугать. Данный вопрос можно решить за счет тех 20—30 проблемных предприятий, которые были приватизированы с нарушением законодательства и по которым соответственно будут осуществлены доплаты или же они будут выставлены на повторный аукцион.
— Много ли в этом году планируете взять иностранного займа?
— В начале планировали получить 8 млрд. грн. внутренних займов и займов из заграницы. Но потом посчитали, что можем намного меньше брать в долг за пределами государства. Мы отказались от 3 млн. от Всемирного банка, которые должны поступить к нам уже в марте. Основную ставку делаем на внутренний рынок, который очень активно заработал в последнее время. Сегодня наблюдается очень значительный спрос на наши облигации государственного займа, которые мы размещаем под 6,7% годовых.
— Значительные поступления в бюджет вы запланировали получить от деятельности госпредприятий.
— Эту проблему мы для себя окрестили как перевод государственной собственности из режима де-юре в режим де-факто. Что это означает на практике? Юридически в Украине закреплено право как на частную, так и на государственную собственность. Но последняя, как правило, не приносит пользы государственной казне. Поэтому принято решение о том, что 50% прибыли государственных компаний будет направляться в бюджет. Раньше это было 15%, да и то в основном на бумаге. Сейчас пересматриваются финансовые планы таких государственных монополий, как «Нафтогаз України», «Укртелеком», «Укрзалізниця» и тому подобное. И даже без проверок «на местности» мы ужаснулись, когда увидели, что делалось в этом секторе. Отныне все должно быть прозрачным. Чтобы стимулировать директоров госпредприятий к новым правилам игры, мы переходим на режим оплаты их труда в зависимости от суммы полученной предприятиями прибыли.
— Не меньшие злоупотребления с бюджетными средствами происходили и на уровне министерств...
— Министерства, как главные распорядители средств, произвели пересмотр всех своих программ. Кстати, секвестирование бюджетных аппетитов Министерство финансов начало с себя. Отказались от финансирования строительства новой финансовой академии, на которое в предыдущем бюджете было предусмотрено 65 млн. грн. Министерства должны пересмотреть систему закупок. Например, Минздрав в основном медицинские препараты и изделия закупал у посредников. В частности, Минздрав определил единственным поставщиком дезинфицирующих средств на общую сумму 7,9 млн. грн. фирму «Донмед», хотя, по результатам проверки, последняя является посредником, который приобрел вышеупомянутый товар только за 4,2 млн. грн. Одесский областной центр занятости приобрел у частных лиц на открытых торгах здание за 7,9 млн. грн. Но месяцем раньше эти люди купили его только за 660 тысяч. грн. То есть получили более 7 млн. грн. выгоды. Чтобы целесообразно расходовать государственные средства, мы намерены создать открытую и прозрачную процедуру тендеров. Уже разработан соответствующий законопроект.
— Когда вы лишали часть бизнеса льгот, которые им раньше предоставлялись, то, очевидно, предполагали реакцию...
— Правительство настаивает на единых правилах налогообложения для всех. Никаких налоговых преференций быть не должно. Поэтому в правительстве сегодня много вопросов к функционированию свободных экономических зон, территорий приоритетного развития и технопарков. Несколько дней назад у меня были представители одной шведской компании, которые серьезно настроены вложить в отечественную экономику 0 млн. Но представим, что недалеко от шведов в свободной экономической зоне завтра появляется подобное предприятие, даже и отечественное, которое будет пользоваться льготами и привилегиями. О какой конкуренции и росте эффективности отечественного товаропроизводителя мы тогда говорим? Чем скорее мы устраним налоговую дискриминацию, тем реже будем сталкиваться с подобными парадоксами.
— На какие дополнительные вливания в бюджет можно рассчитывать в результате пересмотра показателей прогнозированного объема ВВП?
— Изменение макроэкономической ситуации, которое повлекло за собой появление «лишних» 27 млрд. грн. ВВП, позволяет привлечь в доходную часть дополнительных 6,4 млрд. грн. Хотя здесь стоит отметить, что уточнение макропоказателей проводилось исключительно на основании государственного бюджета. То есть здесь не учтены средства, которые поступят в местные бюджеты, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
— Как будет проходить бюджет через сессионный зал? Готовы ли вы к компромиссу при рассмотрении отдельных статей и положений?
— Накануне рассмотрения бюджета мы провели консультации с представителями многих депутатских групп и фракций. Принципиального несогласия с позицией правительства от них не услышали, хотя, конечно, определенные разногласия были и остаются: абсолютно все довольны быть не могут. Было бы идеально, если бы бюджет был принят в полном объеме без изменений и дополнений. Разумеется, все рациональные предложения парламентариев будут нами учтены. Единственное, чего мы не допустим — кардинального выхолащивания содержания бюджета и тех целей, которых стремится достичь правительство.