В Украину, пока еще вербально и виртуально, пришла новая технология, предназначенная для спасения человечества от экологической катастрофы — глобального потепления, вызываемого так называемым парниковым эффектом от неконтролируемого наращивания в атмосфере нашей планеты окиси углерода (СО2). Пропагандистом новых экологических идей выступило известное в мире Международное экологическое объединение «Беллона», чья деятельность началась сразу же после чернобыльской катастрофы и в первое время носила лишь протестный характер.
Со временем «Беллона» стала уделять больше внимания положительным программам. В частности, ее центральный офис в столице Норвегии г. Осло использует все новейшие достижения в области возобновляемой энергии. В сотрудничестве с корпорацией Siemens «Беллона» продвигает в Европе и во всем мире так называемые умные электрические сети, позволяющие оптимизировать потребление электроэнергии.
В понедельник экологи ознакомили с технологией улавливания и хранения углерода (УХУ) журналистов, а также специалистов Минэнергоугля. Активно используемая в мире, но почти не известная в нашей стране технология УХУ, по мнению команды «Беллоны», имеет в Украине хорошие перспективы применения и в промышленности, являющейся источником СО2, и как фактор обеспечения энергетической безопасности.
На первый взгляд все очень просто. На теплоэнергостанциях, работающих на угле или газе, на металлургических предприятиях, химических комбинатах и цементных заводах монтируются специальные установки, позволяющие с помощью химических или механических процессов улавливать СО2. Это начало декарбонизации. Далее диоксид углерода сжижается до состояния жидкости высокого давления, чтобы его можно было транспортировать по трубопроводам. И тут новая технология имеет шанс коммерциализироваться.
Конечно, СО2 можно просто закачать в подземные горизонты, где, смешавшись с соленой водой, он, как считают ученые, будет находиться едва ли не миллионы лет. Но почему бы человечеству еще и не заработать на этой технологии, которую никто не называет дешевой. Уже и сегодня в США и Канаде «пленника подземелий» используют для того, чтобы поднять давление пластов на исчерпавшихся месторождениях нефти и природного газа. Причем добытчики углеводородов, как сообщил журналистам магистр по вопросам УХУ, советник программ «Беллоны» Кит Уириски, готовы платить за двуокись немалые деньги — $40 за каждую тонну.
Эксперт уверен, что использование этой технологии очень положительно повлияет на украинскую экономику и энергетическую политику. По его словам, углеродная емкость украинской экономики чрезвычайно высока. Украина входит в первую двадцатку стран мира с самым большим уровнем выбросов диоксида углерода. К тому же страны ЕС уже планируют ввести дополнительные импортные пошлины на продукцию, в том числе и электроэнергию, с «большими углеродными хвостами», а иначе говоря, на продукцию предприятий, не имеющих технологий УХУ. Это может сделать рынки, куда сегодня Украина так стремится, недоступными для наших предприятий.
Впрочем, в Европе с декарбонизацией тоже далеко не все гладко. В связи с кризисом средств на соответствующие программы не хватает, и Еврокомиссия из-за слабой активности Системы торговли выбросами вынуждена искать какие-то новые стимулы для инвесторов. Не везде декарбонизацию с помощью УХУ воспринимает население. В частности, решительный отпор она получила в Германии. В результате эта страна намерена хоронить СО2 не под землей, а в море. А как же с коммерциализацией? Ради сохранения климата немцы, видимо, согласны пожертвовать доходами, тем более, что углеводороды они в основном импортируют.
«День» поинтересовался, собирается ли «Беллона» разработать для Украины, как она это сделала для некоторых стран Европы, специальную программу использовании УХУ. Увы, ответ был негативным. Во-первых, энергетическая программа Украины составлена лишь до 2030 года, тогда как европейские разработки по этому вопросу рассматривают перспективы до 2050 года. Во-вторых, далеко не все в Украине сегодня в состоянии осознать весомость новых идей по защите климата планеты. Если украинские энергетики, в том числе и крупнейшая из соответствующих наших компаний — ДТЭК, с большим интересом отнеслись к новой технологии и представили «Беллоне» необходимые ей документы для работы над такой программой для Украины, то у промышленников УХУ не вызвала энтузиазма. Они своих данных не сообщили. Поэтому «Беллоне» приходиться пока что ограничиться информационной и пропагандистской кампанией, инициировать в нашей стране соответствующую дискуссию.
Не последнее место в ней занимают ссылки на европейский опыт и перспективы. Энергетическая политика ЕС ставит амбициозные цели относительно энергии и климатических изменений. В частности к 2020 году предусмотрено в обязательном порядке сократить выбросы СО2 на 20% в сравнении с 1990 годом, а к 2050 — на 80—95%. В докладе перспективы энергетического развития до 2050 года сделан вывод: чтобы достичь цели декарбонизации, УХУ-технологии должны с 2030 года и далее использоваться на всех электростанциях, работающих на ископаемом топливе. Евросоюз ввел Директиву 2009/31/ЕС по геологическому хранению диоксида углерода. Она подлежит выполнению всеми государствами-членами и является правовой основой для управления рисками экологии и здравоохранения, связанными с УХУ-технологией.
Все это, конечно, интересно и очень привлекательно для Украины. Но, оказывается, внедрить технологии УХУ в нашей стране будет не просто. И не только потому, что они, понятное дело, не дешевы. В «Беллоне» считают, что предлагаемая схема декарбонизации будет рентабельной только в том случае, если внедрять ее на новых или недавно модернизированных предприятиях. А много ли таких в Украине? Что касается теплоэнергетики, то вся она, как известно, уже вообще давно выработала свой ресурс. И тут «День» вспомнил, что недавно на Углегорской ТЭС был введен в эксплуатацию полностью обновленный после пожара энергоблок. Это замечание вызвало большой интерес и у Кита Уириски, и у его коллеги по «Беллону» Чарльза Дигза, являющегося редактором сайта организации. По мнению Уириски, новый блок для системы декарбонизации УХУ должен бы подойти...
КОММЕНТАРИЙ
Валентин СЕРЕДЮК, руководитель отдела экологии Института проблем экологии и энергосбережения:
— На сегодняшний день у Украины нет средств, чтобы широко использовать эту, безусловно, прогрессивную технологию. К сожалению, наша страна по-настоящему воспримет ее и даже найдет деньги для внедрения позже. Мы ведь привыкли работать по принципу: пока гром не грянет — мужик не перекрестится. Так что Европе придется прибегнуть к стратегии кнута и пряника. Когда нас прижмет, мы начнем шевелиться в этом направлении. А пока, повторяю, определяющую роль играет то, что технология утилизации и хранения двуокиси углерода дорогостоящая, требует специального дорогого оборудования и инфраструктуры, это не щелчок двух пальцев — и все готово. К тому же у страны есть немало других насущных проблем. Но могу предположить, что Украина воспримет эту технологию тогда, когда появится реальная и неотложная в ней необходимость. Увы, это будет тогда, когда мы не сможем продать в развитые страны ни тонны металла, ни мегаватта электроэнергии. Потому что выпуск этой продукции связан с повышением содержания СО2 в атмосфере — результат высокой энергоемкости нашей экономики и использования излишнего количества карбоносодержащих энергоносителей. Выбросы СО2 в Украине будут просто зашкаливать по сравнению с конкурентами, раньше нас приступившими к внедрению технологии УХУ. И тогда мировому сообществу не останется ничего другого, как призвать нас к порядку с помощью специальных пошлин на карбон.