Общественная организация «Национальный комитет по борьбе с коррупцией» в очередной раз пытается привлечь внимание к проблемам собственности на селе. Председатель этой организации Вадим Черный привел журналистам такие неутешительные данные: в 1991 году количество пайщиков системы потребительской кооперации составляло более 12,3 миллиона, сегодня их не более 500 тысяч.
Однако печальной такую статистику делают не только цифры. Черный уверен, что большинство пайщиков были исключены из списков незаконными путями. Имущество бывших хозяйств часто распродавалось без разрешения и даже ведома пайщиков кооперативных предприятий. В подтверждение своих слов Черный демонстрирует и передает журналистам копии писем граждан. «В 1990 году в Баштанском РСПО (районном сельском потребительском обществе. — Авт. ) насчитывалось 20845 пайщиков, на данное время их количество составляет несколько десятков человек. В 1990 году в системе РСПО работали 962 человека — члена союзов, а на данное время средняя учетная численность штатных работников учетного состава РСПО составляет 25 человек», — пишет Екатерина Билык из Николаевской области. «... 05.05.2004 года в прокуратуру Чутовского района было подано совместное заявление владельцев имущественных паев в Чутовском РайПО относительно преступных действий Правления Чутовского РайПО... На требование пайщиков привлечь виновных к уголовной ответственности и отменить ранее принятые правлением решения прокуратура Чутовского района не отреагировала», — жалуется Анна Касич с Полтавщины. «Почти все магазины Узинского потребительского общества, помещения конторы, все складские помещения, столовая и кафе общественного питания, автоколонна — все продано...», — констатирует Елена Лаврова из города Узин в Киевской области.
Общественная организация предлагает людям способ вернуть их имущество. «Каждый из исключенных пайщиков имеет право на свою долю имущества этой организации («Укрспоживспiлки». — Авт. ), что по самым скромным подсчетам оценивается почти в 20 тысяч гривен!» — говорит Черный. Вернуть имущество или деньги предлагается даже тем, кто добровольно вышел из общества за мизерную плату. Однако будут помогать только членам «Национального комитета». «Это из-за того, что нам запрещают предоставлять помощь не членам нашей организации...», — объясняет Черный и предлагает вступать... Кажется, его призывы не проходят бесследно. В списке комитета уже 12,5 тысяч человек. Ради расширения рядов «противников коррупции» Черный предупреждает о необходимости быстрых действий. «Сейчас имущество принадлежит 500 тысячам пайщиков. Через несколько месяцев — только руководителям потребительских обществ — 20—30 человекам, — предостерегает лидер общественной организации и описывает имущество, на которое действительно стоит претендовать: — В потребительской кооперации, по данным «Укоопспiлки» на 2006 год, функционируют около 3,1 тысячи производств, выпускающих товаров на 460 миллионов гривен в год. В необоротных активах размещены 2,9 миллиарда гривен, собственных средств «Укоопспiлка» имеет 2,8 миллиарда гривен, ее уставный капитал составляет 1,5 миллиарда гривен, паевой капитал — 39,5 миллиарда гривен. В 1991 году этого имущества и средств было в несколько раз больше, и все это принадлежало 12,3 миллиона граждан». «Более массового организованного коррупционного деяния еще не наблюдалось ни в одной стране мира!», — утверждает Черный.
Виноваты в этом, как считает председатель комитета, руководители местных потребительских обществ и «Укоопспiлка», особенно же ее глава Сергей Бабенко. Чтобы восстановить справедливость, Национальный комитет призывает провести всенародный референдум, на котором народу планируется задать 21 вопрос, причем не только относительно «Укоопспiлки». Среди ключевых — требование вернуть государству землю, имущество, принадлежавшее колхозам и совхозам и незаконно разделенное между пайщиками и теми лицами, которые к земле не имеют никакого отношения; а также все предприятия, приватизированные через имущественные приватизационные сертификаты, то есть газовые, нефтяные и рудодобывающие месторождения, скважины, распроданное имущество, принадлежавшее профсоюзам, общежития, детские садики и тому подобное. Лиц, так или иначе причастных к махинациям в этих сферах, осудить на различные сроки (от 10 до 15 лет), а Бабенко почему-то вообще на пожизненное лишение свободы. И пока еще не совсем понятно, этот приговор будут выносить на референдуме или на заседании комитета...
А вот Национальному банку Украины путем референдума планируется доверить открытие накопительного счета на каждого гражданина Украины. На него государство ежемесячно должно будет направлять 50% средств, полученных от передачи возвращенного ему имущества предприятий и земли в управление, аренду. «Если все предприятия и деньги вернуть государству и отдать в управление, которое будут контролировать общественные организации, то тот, кто в управлении, мог бы получать 2% от прибыли, 48% — государство (на оплату бюджетных организаций), а 50% шло бы на счет народа Украины, от новорожденного ребенка до пенсионера — всем поровну. И все это реально!» — доказывает Черный, хотя, слушая его, так не кажется.
Конечно же, чтобы все это реализовать, «Народной партии «Новая Украина», стоящей за вышеназванным общественным объединением — во всяком случае обе организации возглавляет сам Черный — сначала нужно прийти к власти. Именно поэтому эту болезненную для многих тему вытянули на поверхность накануне выборов. Ларчик, как оказывается, открывается слишком просто.