Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сопротивление воровству

Руководитель энергоснабжающей компании считает, что начинать честную жизнь нужно с энергетики
25 февраля, 2005 - 20:59

Открытое акционерное общество «Днепрооблэнерго» — крупнейшая энергоснабжающая компания Украины. 75% ее акций принадлежат государству и переданы в уставный фонд НАК «Энергетическая компания Украины». «Днепрооблэнерго» передает по своим сетям и поставляет потребителям около 27% всей электроэнергии страны. О многом говорит ее годовой оборот — более 4 миллиардов гривен. Компания обеспечивает электроэнергией почти 24 тысячи предприятий, организаций и около 1,5 миллиона семей. Недавно ее молодой руководитель — председатель правления и генеральный директор Владимир ДАНЕЛЮК занял 6-ю позицию в рейтинге успешных топ-менеджеров Украины «Гвардия руководителей» за 2004 год. С ним наше интервью.

— Знакомясь с рейтингами энергопоставляющих компаний, составленными по данным энергорынка, нельзя не отметить — за последние годы вы добились существенного прогресса. Но какой из показателей, за которые вам выставлены плюсы, для вас, как для руководителя, наиболее ценен?

— В прошлом году доход от реализации продукции нашей компании составил 3,8 миллиарда гривен (в 2003 г. — 3,05 млрд. грн.), полезный отпуск электроэнергии достиг 26,4 миллиарда кВт.ч (тут мы вообще на первом месте в стране), что на 6% больше, чем в 2003 году. Благодаря целенаправленной работе с потребителями удалось увеличить оплату за отпущенную электроэнергию до 99,3%, что на 1,4% больше, чем в 2003 году. В результате уровень расчетов с энергорынком за покупную электроэнергию увеличился на 4% и составил 99,8%. Сократился рост кредиторской задолженности компании — с 5,8% в 2003г. до 0,4% в 2004 году. Наметилась тенденция по снижению дебиторской задолженности — в 2004 году она уменьшилась на 93 миллиона гривен или 5,5% (в 2003 г. отмечался ее рост). На 95,6% выполнена инвестиционная программа (в 2003 г. — 26,5%). В течение года компания провела реконструкцию части линий электропередач, были заменены более 6,5 тысячи опор, проведены капитальные ремонты и замена трансформаторов суммарной мощностью 268 МВА. Это говорит о том, что мы вытянули компанию из трясины кризиса.

Я не люблю чувствовать себя должником, и поэтому не могу не радоваться тому, что предприятие обеспечило 100-процентную оплату текущих налоговых обязательств и не имеет задолженностей перед бюджетами всех уровней. По итогам года «Днепрооблэнерго» входит в пятерку крупнейших плательщиков налогов в госбюджет в Днепропетровске.

Все эти показатели для меня дороги как дети в семье, простите за такое сравнение, которых любишь одинаково. Потому что добиваться их было не просто — это требовало профессионализма, принципиальности и настойчивости, а от многих сотрудников — еще и напряжения всех сил. И тем не менее труднее всего избавиться от потерь электроэнергии в сетях. Они в значительной мере изношены, подвержены влиянию погодных условий и так называемых субъективных факторов — хищений. А что такое «сверхнормативные потери»? Проще говоря, это, преимущественно, воровство электроэнергии. К сожалению, в последнее время оно имеет место на предприятиях, так и среди населения. И то, что в результате планомерной работы эти потери уменьшились за последний год на 393 миллиона кВт.ч, или на 36%, я считаю самым весомым показателем, свидетельствующим еще и о том, что компания находится на рыночных рельсах. В результате расходы на компенсацию этих сверхнормативных потерь снизились на 50 миллионов гривен.

— А как можно бороться с воровством на таких огромных просторах, да еще и не имея в распоряжении каких-то специальных структур типа правоохранительных?

— Сейчас Президент и правительство много говорят о том, что страна должна жить честно и никто не должен воровать. Я двумя руками за это. И думаю, что это очищение хорошо бы начать с энергетики. Хищения электричества — это настоящий ее бич. Достаточно сказать, что в 2003 году мы добились снижения потерь на 10%, но и при этом в денежном выражении они превысили 100 миллионов гривен. А воюем мы с этим злом, прежде всего, силами энергонадзора, службы экономической безопасности, юристов, а также ведем разъяснительную работу через СМИ. Все, что можно, пытаемся решать по-доброму. В августе — сентябре проводили акцию «открытых дверей». Кто хотел, мог без риска для своего кармана признаться, что с его счетчиком не все в порядке. Эти меры оказались результативными — к нам обратились более пяти тысяч потребителей. А те, кто не пожелал воспользоваться «амнистией», свой выбор сделали. Мы будем действовать так, как велит закон — т.е. довольно жестко. Впервые в истории наши юристы добились не только открытия уголовных дел по фактам хищения электроэнергии, но и вынесения по ним судебных приговоров. Пока это только штрафы и исправительные работы, однако не исключено, что в случаях крупных хищений будут более жесткие виды наказания — вплоть до тюремного заключения. Кстати, двое наших «клиентов» уже получили год заключения с отсрочкой исполнения наказания. Надеемся, что теперь их коллегам, как говорится, будет неповадно.

Нужно отметить, что воруют у нас не только электричество, но и оборудование линий электропередачи и подстанций — все, что можно сдать в пункты приема металлолома. Но теперь — значительно меньше, чем два года назад. Это, опять же, заслуга специалистов департамента правовой политики и экономической безопасности.

— Вы общими словами охарактеризовали источник всех этих достижений — труд коллектива, но можно ли также сказать, что правление компании вело системную работу. Что было ее гвоздем?

— В минувшем году у нас была проведена реформа структуры управления предприятием — она стала двухуровневой (убрано промежуточное звено). Прежняя трехуровневая структура себя изжила. В новых экономических условиях ей явно не хватало прозрачности, динамичности. Это позволило повысить эффективность управления и ответственность руководителей наших подразделений. Параллельно проводилась автоматизация управленческих процессов. Внедрены электронные системы управления финансово-экономической деятельностью, планирования и бюджетирования — начальный этап перехода к полномасштабной автоматизированной системе управления всеми ресурсами предприятия (ERP). Продолжают развиваться автоматизированная система диспетчерского управления и автоматизированная система расчетов с потребителями. В 19 районах электрических сетей для этого используется программный комплекс «Мегабиллинг».

— Профессионализма вашему коллективу, по вашим же словам, не занимать. Выделяете ли вы в нем свою команду, команду менеджеров?

— В широком понимании — это все те сотрудники компании, которые являются профессионалами и с душой относятся к своему делу. Я часто повторяю, что наше главное богатство — это наши сотрудники. И квалифицированные кадры, работающие в энергетике долгие годы, и талантливые молодые специалисты. Мы, как можем, стараемся обеспечить им достойный социальный пакет... Практически ежемесячно выплачиваются премии. Средняя зарплата сотрудников компании в 2003 году выросла на 5%, а в прошлом — еще на 19%. Деньги выплачиваются всегда вовремя. Кроме того, в нашей практике — выплаты страховок в случаях травматизма, материальная помощь. Предоставляем работникам ссуды на оплату обучения, охотно берем на работу молодых специалистов.

Я никогда не жалею времени и слов на то, чтобы всех их — и рядовых тружеников, и руководителей разных уровней — поблагодарить за работу и за нестандартные подходы к решению наших проблем. Особенно этим отличаются новые наши подразделения: департаменты правовой политики и экономической безопасности, управления персоналом, информационных технологий, отдел по внедрению биллинговых систем.

Владимир ИВАНИЦКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ