В прошлом году впервые за последние восемь лет торговый баланс и текущий счет Украины были сведены с дефицитом. Но все же экспорт вновь восстановил позитивную динамику, которая измерялась двузначной цифрой. В то же время стабилизировались темпы роста импорта, хотя его абсолютные объемы находились на историческом максимуме.
ТЕНДЕНЦИИ
В структуре экспорта закрепилась прогрессивная тенденция увеличения удельного веса продукции машиностроения (его доля выросла до 14%). Так же можно характеризовать и тенденцию по преобладающему росту импорта инвестиционного направления. Достаточно сказать, что ввоз машин и оборудования составил 30% в общем объеме импорта товаров (в соответствующем периоде 2005 года — 27%). Даже после повышения цен на газ оставалась относительно стабильной доля ввоза энергоносителей. Отрицательное сальдо по статье доходов стало более весомым под влиянием рекордного притока иностранных инвестиций в 2005—2006 годах и соответствующего вывоза процентов. Сохранилось и позитивное сальдо баланса экспортно-импортных операций в сфере услуг, хотя оно не оправдало более оптимистических ожиданий. Текущие трансферты остались одними из весомых источников поступлений валюты. Это содействовало установлению большего равновесия составляющих платежного баланса.
БАЛАНС СИЛ
Финансовый счет остался профицитным. С ноября позитивное сальдо уже было достаточным, чтобы «компенсировать» дефицит счета текущих операций. В течение года ускорилась национальная капитализация иностранных сбережений. А Украина полнее использовала ситуацию глобального профицита. Как следствие, инвестиционный спрос «вернулся из каникул 2005 года». И что он увидел? Потребительский бум продолжался. Динамика ВВП все еще уступала движению совокупного спроса, который не сошел с пикового уровня. Возвращение дефицита торгового баланса и текущего счета в целом уменьшило потребность в эмиссии на выкуп валюты. Поэтому валютные резервы росли, но втрое медленнее, чем в 2005 году. При этом текущий счет давил на гривню к низу, а финансовый тянул ее вверх. Силы влияния были уравновешены и способствовали стабильности базового значения обменного курса.
Тройной дефицит (текущего финансового счета и бюджета) был временным. С полгода дефицит бюджета сосуществовал с дефицитом платежного баланса (текущего и финансового счетов). Но год завершили с двойным дефицитом — текущего счета и бюджета. Сводный платежный баланс стал позитивным. Валютные резервы выросли, хотя в основном благодаря внешним заимствованиям как правительства, так и банков и корпораций.
В 2006 году Украина меньше производила, чем потребляла и жила фактически не на заработанное. Напомним, что в феврале государство изменило платежную позицию — с нетто-кредиторской (1999—2005 гг.) на нетто-дебиторскую. Это произошло впервые с 1998 года. Но в такой ситуации находились все переходные экономики, которые осуществляли рыночную трансформацию (кроме России), и поэтому ее не стоит драматизировать. Сегодня только Россия имеет позитивное сальдо текущего счета (оно уже много лет держится в пределах 8—18% ВВП). А у Турции профицит счета вообще был зафиксирован только однажды — в 2001 году (2,3% ВВП). В то же время Украине важно предотвратить то, чтобы дефицит держался настолько долго, что валовой внешний долг пересек черту комфортного коридора. Считается нестабильным сальдо, которое превышает 5%. В Украине оно было сверх меры положительным в 2002 году (7,5%), в 2003 м(5,8%), в 2004 м (10,6%). В прошлом году, по моим расчетам, дефицит текущего счета составлял только 1,5% ВВП. Поэтому потребность в корректировании внешнего дисбаланса не была неотложной. В 2006 году внешние активы Украины начали ощутимо расти. Они превышали прямые гарантированные финансовые обязательства перед иностранными контрагентами.
Однако негативная разница в счете текущих операций свидетельствует, что динамика валового наличного национального дохода Украины была в прошлом году недостаточной, чтобы удовлетворить совокупный спрос, который продолжает расти в двузначном измерении.
Замедление экономического роста в первом квартале объединилось с бумом потребления. Это отражает долгосрочную тенденцию 2004—2006 годов, когда реальные доходы увеличивались втрое быстрее, чем ВВП. Вернулась тенденция легализации доходов. Их позитивная динамика несколько отстала от прошлогоднего графика, но ускорилось «осветление» зарплаты.
При таких условиях расширение импорта стало неотвратимым. Поэтому и возник дисбаланс в текущем счете. Но решающий вклад в его образование внесла инвестиционная экспансия. Она и сформировала ресурсный дефицит. Образовалась отрицательная разница между сбережениями, которые приумножались медленнее, и инвестициями, которые прирастали в 5 раз быстрее, чем год назад. Фаворитом импорта осталось машиностроение. Выросли потребности в оборудовании и машинах для модернизации изношенных основных фондов. Отечественное машиностроение было не в состоянии справиться с их удовлетворением. Поэтому страна вынужденно полагалась на инвестиционный импорт. Потребительский бум дополнился инвестиционным. Такое сочетание нуждалось в дополнительных сбережениях. Зато восходящая динамика ВВП в первом квартале уступала прошлогодней.
СТОП-КРАН
Влиял на сохранение негативного сальдо и дефицит государственного бюджета. Необеспеченные расходы были по большей части потребительскими и подталкивали ввоз товаров непроизводственного назначения из-за границы. По политическим причинам снизить социальные стандарты, сформированные в условиях экспоненциального роста ВВП (2003—2004 гг.) было невозможно. Нехватку собственного товарного покрытия компенсировал импорт. Он ускорился. Бюджетный дефицит подталкивал импорт, а тот «добавил тяги» увеличению дисбаланса внешней торговли. Если бы политическим и макроэкономическим выбором стало сокращение импорта, то для этого были бы нужны не курсовые «контратаки» или тарифные тормоза, а включение «стоп- крана» для излишних бюджетных расходов и даже их определенного сокращения.
Энергетический импорт подорожал и также стал фактором сохранения дефицита текущего счета. Также нужно учесть легализацию импорта и борьбу с псевдоэкспортом, что сказалось на реальном изменении сальдо текущего счета.
Лейтмотив изложенных обобщений состоит в том, что внутренняя энергия экономического роста была недостаточной, чтобы без привлечения иностранных сбережений одновременно обеспечивать устойчивую инвестиционную динамику и удерживать социальные стандарты развития в двузначном измерении. Нужны были нормализация бюджетных расходов на непроизводственные потребности и обеспечение радикальных изменений в энергосбережении. 2005 год Украина закончила хотя с профицитом текущего счета, но при росте инвестиций в основной капитал только на 1,9%, а ВВП — на 2,6%. В 2006 г. соответствующие показатели составляли 16% и 7%, хотя их сопровождал дефицит торгового баланса. Такую ресурсную недостачу можно было профинансировать. В первую очередь, через привлечение прямых иностранных инвестиций. Это позволит и далее финансировать избыточный совокупный спрос на преимущественно бездолговой основе. Одновременно необходимо будет удержать динамику роста ВВП и увеличить масштабы национальных сбережений. Сегодняшний разрыв в текущем счете не является излишней жертвой в пользу восстановления экономического роста в ускоренном формате.
Схождение с орбиты высокопрофицитного текущего счета (2003—2005гг.) к более сбалансированному стоит позитивной оценки. Величина валового долга Украины и состояние его международной ликвидности все еще не содержат неприемлемых ограничений для экспансии внешнего заимствования. Резкий рост импорта машин, оборудования, металлов стал одним из индикаторов инвестиционного оживления. Оно корреспондируется с приростом прямых иностранных инвестиций на уровне исторического максимума. Поэтому низкодефицитный текущий счет следует оценить как приемлемую плату за увеличение притока инвестиций и поддержку потребительского спроса, которые стали двигателями роста экономики.
Более сбалансированный и близкий к равновесному текущий счет улучшает возможности диверсификации каналов движения денежного предложения. На фоне снижения роли покупки валюты повысится значение операций с ценными бумагами на открытом рынке. Будет расти роль ежедневного рефинансирования и усилится мотивация к расширению спектра инструментов управления движением монетарных агрегатов.
К тому же дефицит текущего счета 2006 года не указывает на необходимость радикальной коррекции экономической политики, потому что имеет ситуативный характер в силу стабилизации цен на металлы и роста на энергоносители, прежде всего на газ. Кроме того, теперь дефицит текущего счета меньше одного процента ВВП находится далеко от верхнего предела (5%) коридора безопасности и отвечает специфическим особенностям экономики, которая нуждается в модернизации и в то же время находится в ограниченном состоянии в отношении сбережений и потребностей их капитализации.
ПЛАН НА ЗАВТРА
Намерения восстановить в этом году позитивное сальдо в торговых операциях могут получить шансы на воплощение, если власть будет способной умерено снижать уровень государственных потребительских расходов и, соответственно, дефицита бюджета. В то же время нужно противодействовать удешевлению импорта за счет сдерживания инфляции и реальной ревальвации эффективного обменного курса гривни (РЭОК). Очень важно развернуть амбициозные программы энергосбережения. При этом было бы оправданным поддерживать импорт инвестиционных товаров, а также мясопродуктов в пределах обоснованных квот и энергоресурсов и других видов критического импорта, необходимых для расширения экспорта. Нельзя выпускать из поля зрения и то объективное обстоятельство, что рост ВВП, в том числе и номинальных доходов граждан, стимулирует импорт в определенных масштабах, минимально необходимых для сохранения уверенного экономического подъема и ценовой стабильности. Поэтому резко затормозить импорт без ущерба для роста экономики и риска ускорения инфляции было бы слишком рискованно. Учитывая все эти факторы, вероятность выхода на позитивный торговый баланс в 2007 году можно оценить как 50%. Кроме вышеназванных факторов, после вступления в ВТО будут действовать также уменьшения ограничений на ввоз товаров и оказание услуг, в том числе в банковском секторе, рост импорта оборудования в связи с интенсификацией притока прямых иностранных инвестиций. Можно также предусмотреть дальнейшее удорожание импорта природного газа, которое поступает из России.
Несколько выше может быть вероятность выхода на позитивный текущий счет платежного баланса. Этому будет содействовать расширение экспорта электроэнергии, в т.ч. в Россию, Молдову, Беларусь, Румынию, повышение уровня загрузки нефтепроводов и газопроводов, увеличение объемов денежных поступлений в страну по статье «текущие трансферты».
Наиболее благоприятными сегодня выглядят перспективы счета финансовых операций. В июле — декабре — сальдо финансового счета уже находилось в области профицита. Усиливался тренд на чистый приток капитала. Высокой является вероятность его закрепления в 2007 году. Это позволит удерживать сводный платежный баланс на желаемом уровне равновесия. Стабильным будет и обменный курс гривни. В то же время, если в 2007 году и текущий и финансовый счета станут профицитными, интенсификация покупки валюты со стороны Нацбанка может усилить инфляционное давление в экономике. Если Нацбанк сократит свое участие в валютных интервенциях, то можно ставить вопрос о переходе к более активной фазе либерализации валютного регулирования. Вместе с правительством Нацбанку необходимо разработать и задействовать меры, направленные на закрепление прошлогодней тенденции к ослаблению РЭОК. Главными в этом должны быть усилия правительства по выходу на бюджетный инфляционный ориентир (7,5%) и начало реального перехода Нацбанка к более гибкому курсообразованию. Мегарегулятор банковской системы должен бы временно воздержаться от резкого ограничения валютного кредитования. В этой сфере Нацбанк может отдать преимущество увеличению резервных требований под некоторые виды заимствования граждан в иностранной валюте. В то же время, коалиция и правительство могли бы ускорить рассмотрение законопроектов по вопросам либерализации валютного регулирования. Для удержания позитивной динамики экспорта и тем более для ее улучшения существуют определенные инструменты. Это — государственное сопровождение экспорта через создание соответствующего агентства, дальнейшая девальвация РЭОК путем уменьшения инфляционных дифференциалов со странами — главными торговыми партнерами, повышение эффективности кредитования экспорта Эксимбанком, совершенствование обслуживания текущих трансфертов от граждан, которые работают за границей и системы управления реэкспортом. Для стабилизации динамики импорта необходимо сократить дефицит бюджета, умерено снизить темп роста доходов и смягчить последствия потребительского бума, реализовать национальную межотраслевую программу импортозамещения, стимулировать импорт инновационных технологий вместо традиционных потребительских товаров, сократить импорт газа, совершенствовать регулирование импорта нефтепродуктов и расширить импорт энергосберегающей техники и технологий, взять под жесткий контроль импорт в свободных экономических зонах, совершенствовать режим квотирования и таможенного регулирования. Понятно, что в этих условиях Нацбанк будет поддерживать ликвидность банков, которые кредитуют инвестиционный и энергосберегающий импорт.