Нельзя исключить, что революция Евромайдана станет для Украины переломным моментом и позволит нашей стране занять достойное место в семье европейских народов. Но на сегодня в сухом ее остатке лишь дальнейшее обострение экономического кризиса. В его погашении и Европа, и США готовы принять участие, но, как и Россия, ждут, пока появится новое правительство. Его рождение анонсировано на нынешнюю неделю, и этому хотелось бы верить...
Однако определенные сомнения остаются. И, видимо, также и на Западе. Вчера стало известно о советах от умудренного политика и политолога Збигнева Бжезинского, высказанных в Financial Times. Он, в частности, считает актуальной задачей ЕС разработать пакет антикризисной помощи для Украины и предлагает «убедить верхнюю десятку украинских олигархов — главных бенефициариев впечатляющего разгула коррупции — пожертвовать по миллиарду долларов в финансовую реабилитацию страны». «Сын Януковича, — продолжает Бжезинский, — баснословно богатый дантист, наверняка сможет внести сумму, пропорциональную этим 10 миллиардам». Политолог убежден, что Украина рано или поздно войдет в демократическую Европу, а Россия последует ее примеру, «если не самоизолируется и не превратится в наполовину прогнивший пережиток империализма».
Эксперты «Дня» подходят к подобным советам весьма осторожно.
Александр ОХРИМЕНКО, президент Украинского аналитического центра:
— Теоретически украинские олигархи действительно могут инвестировать в экономику Украины не один миллиард. Но для этого новая действующая власть должна предоставить, гарантировать, что не будет ни реприватизации, ни «захватизации», ни передела собственности. А для того, чтобы инвестиции были, чтобы их вкладывали, необходимо именно это. Нужно раз и навсегда сказать: то, что поделено — поделено, и не может быть никаких переделов, каких-то изменений, перегруппировок. Тогда предложение Бжезинского становится абсолютно реальным. Мало кто знает и еще меньше на это обращают внимания, что украинские олигархи все время что-то инвестировали на территории Украины. А только в 2013 году — около пяти миллиардов гривен (не долларов, правда). Эти инвестиции они вкладывали в свои предприятия. А если мы посмотрим на период с 2005 года, то их вклад в свои предприятия — примерно 12 миллиардов долларов. Так что деньги у них, безусловно, есть. Они их вкладывали, и будут вкладывать. Но для этого они должны четко понимать, что их имущество у них никто не заберет.
Владимир ПАНЧЕНКО, директор Международного центра перспективных исследований:
— У этих людей нет инстинкта самосохранения (этот вопрос исследовался) и, я думаю, что они не дадут по миллиарду. Если бы у них был этот инстинкт, они бы не допустили развала экономики. Этой истории уже больше десяти лет, но она никогда у нас не срабатывала. И я не понимаю, почему она должна сработать сегодня. Тогда тоже были критические ситуации (может, и не такие как сегодня, но тогда считались очень критическими), и ничего не происходило. Капитализация у олигархов падала. Одни человек, который их обслуживал, объяснил мне тогда, что это у вас, нормальных бизнесменов, бизнес начинается тогда, когда вы закупили оборудование и запустили завод, а у нас на этом бизнес заканчивается на этом. Дело в том, что свое оборудование они покупают на государственные средства и в два раза дороже. В результате у них появилась дельта, а все остальное их не интересует. Я уже 15 лет наблюдаю за поведением олигархов, и не заметил у них инстинкта самосохранения. А поэтому не считаю, что они могут что-то дать Украине и украинцам. К тому же, у них нет аналитических структур, а теперь даже и у Ахметова, которые могли бы подсказать единственно верное и безопасное для них решение. Они действуют на основе эмоций, руководствуются слухами.
Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:
— Я верю в то, что украинские олигархи в соответствие со своей природой пойдут навстречу нынешней новой власти с какими-то предложениями. Такова природа любого капитала — ему нужно дружить с властью. В какой форме это будет выражено, я не знаю. Сумма в миллиард долларов для любого из них, конечно, небольшая. Так что в целом мой ответ положительный. При этом ими движет не патриотизм. Как экономист я могу сказать: если у крупного собственника есть патриотизм, то он должен выражать его собственными деньгами. А капитал трогать нельзя. Такова его природа. Он должен работать. Поэтому среди причин щедрости олигархов я бы скорее назвал самосохранение. Если речь идет о самосохранении, тогда можно и нужно тратить деньги. А патриотизм, несомненно, у каждого человека может быть. Но я говорю об олигархе как о функции, а не как о конкретном Иване Ивановиче.
Андрей НОВАК, глава Комитета экономистов Украины:
— Честно говоря, я сомневаюсь, что наши олигархи откликнутся на призыв господина Бжезинского и дадут Украине по миллиарду долларов. А если и дадут, то только с не меньшей выгодой для себя. Что-то постараются выторговать, возможно, под какие-то свои проекты. Просто так они ничего не дают. Формально они могут сделать красивый публичный жест, но главное — куда эти деньги потом пойдут, и как они будут инвестированы в их же проекты.
Вячеслав БЫКОВЕЦ, первый вице-президент и генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины:
— Я не верю в то, что олигархи на чей-либо призыв могут расщедриться, что это может произойти, у меня нет такого видения, что это может быть. У них, если посмотреть на небольшой период существования независимой Украины, то у них сильнее, чем какой-либо другой, работал инстинкт самообогащения.
Сергей ТОЛСТОВ, директор Института политического анализа и международных исследований:
— Для Украины господин Бжезинский сделал довольно актуальную постановку вопроса. У наших олигархов нет привычки делиться, хотя в политику они, конечно, вкладывали. Поэтому думаю, что прямой ответ на этот вопрос они вряд ли дадут. Почему? У них сегодня еще нет ясности политического расклада. Хотя многие из них поддерживали смену власти, сейчас они находятся в довольно сложном положении и не понимают, какой результат получат, поскольку, повторяю, они не видят окончательного расклада. Логика их действий будет исходить из следующего: мы хотели сделать свою легализацию в европейском контексте, мы готовы были этот процесс субсидировать, а получили очень тяжелую экономическую ситуацию с непонятным сценарием действий власти. Поэтому прямого ответа они не дадут. Им непонятно во что вкладывать. Давать кредит правительству? Но, теоретически они это и без того делают, принимая, выкупая его облигации. Выделять деньги безвозмездно? Думаю, для них это сложно.