США намерены активизировать сотрудничество с Украиной в сфере исследования космоса, что, в частности, может принести новые заказы «Южному машиностроительному заводу им. А. М. Макарова». Надежду из Америки привезла делегация, побывавшая там на днях. «Состоялись встречи делегации в NASA, Государственном департаменте, Совете национальной безопасности, Министерстве обороны, Конгрессе и с представителями деловых кругов Соединенных Штатов, по результатам которых получены четкие сигналы о наличии планов активизации сотрудничества с Украиной, и обсуждены шаги, которые должны осуществить стороны для обеспечения их практической реализации. Достигнута договоренность об интенсификации двусторонних контактов по ряду практических направлений», — сообщается на сайте Государственного космического агентства Украины (ГКАУ).
Больше информации после возвращения из поездки дал журналистам новоназначенный руководитель ГКАУ Любомир Сабадош (ведомство он возглавил 19 августа 2015 года). По его словам, Украина планирует совместно с американскими компаниями создать ракетоноситель без привлечения российской стороны. «Наш визит и обсуждение с представителями американского бизнеса позволяют нам сказать, что мы можем вместе создавать ракетоносители, которые могут взять на себя функции по полету человека на орбитальную станцию. Пример — участие украинских компаний в создании ракетоносителя Antares, который будет доставлять, в первую очередь, необходимые полезные грузы на орбитальную станцию, а затем, возможно, выполнит миссию по доставке пилотируемого экипажа», — сказал он в одном из интервью.
Он также рассказал, что американская аэрокосмическая корпорация Boeing видит Украину своим партнером. «Компанию интересует продолжение сотрудничества с Украиной в направлении «Морского старта», также интересует проект, который мы предложили по созданию нового сателлита, который бы помог Украине реализовать телекоммуникационные задачи», — заявил Сабодаш. Стало также известно, что вместо российских двигателей для американских ракет Antares планируется покупать украинские. И что одним из условий подписанных договоренностей является отказ от сотрудничества Украины со странами, находящимися под американскими санкциями (имеется в виду Россия, с которой сотрудничал «Южмаш»). Украинская сторона ожидает подписание меморандума о сотрудничестве в конце октября, когда Украину посетит делегация NASA.
Правда, представительство Boeing в России поспешило со своей «ложкой дегтя». «Компания Boeing не подписывала с Украиной никаких контрактов по сотрудничеству в области космических программ, и мы не планируем никаких соглашений в ближайшем будущем», — заявила в эфире телеканала «Россия-24» официальный представитель компании Boeing в РФ Елена Александрова. В любом случае, пока говорить об успехах в этом случае рано: это можно будет сделать уже после того, как сотрудничество выльется в конкретные контракты и т.д.
Напомним, что Antares — это все-таки проект, который запускался совместно с Россией. 28 октября 2014 года во время запуска произошла авария. Причиной неполадки тогда назвали двигатель НК-33. Он производится на российском СНТК им. Н.Д. Кузнецова. После аварии Orbital Sciences отказалась от них и заключила контракт с российским НПО «Энергомаш» на поставку 60 двигателей РД-181. «Морской старт» (плавучий космодром для запуска украинских ракет-носителей «Зенит») запускался в 1996 году при участии Boeing (40% акций), но в 2009 году он обанкротился и позже перешел под российский контроль. Основным владельцем стала российская корпорация «Энергия» (95%), «Южмаш» и КБ «Южное» из состава акционеров выбыли
В отношении космических разработок Украина сейчас ориентируется в основном именно на США. Во всяком случае, предыдущий руководитель ГКАУ Олег Уруский называл стратегическое партнерство со Штатами одним из приоритетов для «Южмаша». Также он отметил, что к «диверсификации рынков сбыта и поиску новых партнеров» подтолкнул разрыв отношений с Россией. Украина их ищет, но процесс этот длительный. Около полугода назад, после визита в Украину турецкой правительственной делегации и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, украинский глава государства Петр Порошенко сообщил, что удалось договориться о «многомиллиардной космической программе», однако пока никаких новостей не последовало.
В то же время ракетостроитель, доктор технических наук, ректор Балтийского государственного технического университета «Военмех» (1987 — 2002) Юрий Савельев выразил мнение, что у Украины есть шанс развернуть совместное производство ракет-носителей с Германией. «У Украины есть все для производства ракетоносителей. Космическая отрасль у немцев фактически провалена, а с помощью КБ «Южное» и «Южмаш» они могли бы выйти на блестящие разработки. Это очень перспективный проект для Берлина. Немцы могут вложить средства в украинскую космическую промышленность», — сказал ученый в интервью российскому изданию «Свободная Пресса».
Найти иностранных заказчиков для «Южмаша» очень важно. Предприятие в тяжелом положении, и прошлый год закончило с убытком в 1,2 миллиарда гривен, одним только работникам сейчас завод должен 50 миллионов гривен. Убытки были постоянно с 2009 года, однако ранее не превышали 0,5 миллиарда гривен. В начале года на «Южмаше» сообщили, что заключенные контракты завода на 2015 год оцениваются почти в миллиард гривен, а дополнительная потребность в дозагрузке производственных мощностей — еще в полтора. При этом «пробуксовывает» бразильский проект «Циклон-4» — в Бразилии возникли проблемы со строительством космодрома. Первый запуск ракетоносителя в 2012 году был сорван. Этим летом Украина даже направила МИД Бразилии ноту с требованием представить официальную позицию по вопросу дальнейшей реализации проекта.
Часть работ сейчас выполняется: как сообщил недавно помощник гендиректора «Южмаша» Владимир Ткаченко, завод занят производством ступени для американской ракеты, шасси для самолетов АН и двигателей для ракеты-носителя «Вега». 23 июня «Вега» (европейская разработка) стартовала с космодрома Куру во Французской Гвиане и вывела на орбиту космический аппарат Sentinel-2A. Украина разработала и изготовила маршевый двигатель для четвертой ступени ракеты («Конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля и завод «Южмаш»).
Но разрыв отношений с Россией для украинской космической промышленности оказался очень болезненным — другие контракты приносили меньшую часть прибыли. Ранее руководство «Южмаша» констатировало, что 80% выручки предприятия составляли ракеты-носители «Зенит», в начале же года Федеральное космическое агентство РФ («Роскосмос») заявило, что прекращает закупать их.
Это отразилось и на выполнении других проектов. Так, по словам Ткаченко, отсутствие финансов не позволяет освоить производство высокотехнологической продукции (энергооборудование) для НАЭК «Энергоатома», соглашения с которой были достигнуты весной. «Мы ведем работу в этом направлении, и уже в некоторых торгах поучаствовали, но технические службы свое отработали, а дальше надо ставить эту продукцию на производство, но на это нужны инвестиции», — сообщил он в августе.
Космическая промышленность Украины нуждается в финансировании и других проектов. Так, руководитель ГКАУ Олег Уруский сообщал о намерениях «запускать хотя бы один космический аппарат в год», для чего стране, «помимо существующего финансирования, необходимо дополнительно 500 — 700 миллионов гривен в год».
В парламенте зарегистрирован законопроект Александра Вилкула о господдержке ракетно-космической отрасли. Но он, в основном, предусматривает дополнительную нагрузку на госбюджет (предоставление «Южмашу» льгот, нулевая процентная ставка налога на прибыль, прямое финансирование завода и конструкторского бюро и т.д.), что в нынешней ситуации вряд ли выполнимо.
Пока же государство работает над сокращением издержек. Ранее Олег Уруский сообщал журналистам, что его ведомство выступает за создание в ракетно-космической отрасли различных вертикально и горизонтально интегрированных структур. Главной из них должен стать украинский ракетно-космический центр «Южный». В рамках этой реорганизации будет осуществлен аудит конструкторского бюро и «Южмаша». Будет проведена инвентаризация всего имущества и выделение непрофильных активов (предприятие занимает территорию более чем 750 га).