Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спасительные «бочки» для модернизации

Как может способствовать экономике Украины снижение цены на нефть?
21 ноября, 2018 - 11:04

13 ноября стоимость нефти обвалилась на 7%: американский сорт WTI упал до 55 дол. за бар., Североморской Brent — до 65 дол. за бар. За последние полтора месяца мировые цены на нефть снизились на 25%. Нефтяные котировки утратили весь рост, накопленный с начала года, — фьючерсы на Brent торгуются на 1% ниже уровня начала года, фьючерсы на WTI — на 7% ниже.

Недавно я писал, что события на фондовых рынках могут стать катализатором ухудшения ситуации  глобальной. В сегодняшней колонке — о последствиях для мировой и украинской экономики снижения цен на нефть.

ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ

Но сначала разберемся с причинами драматических событий на рынке нефти. Их несколько — геополитические, макроэкономические, конъюнктурные, финансовые и даже вербальные.

• Первая причина. В начале ноября США в полном объеме возобновили санкции против Ирана, которые были сняты в 2015 году. Возобновление санкций имело целью полное прекращение экспорта иранской нефти. Ожидалось, что из-за уменьшения предложения на некоторое время образуется дефицит нефти (до замещения уменьшенного объема другими производителями) и цены вырастут. Но, Штаты сделали исключение для восьми стран — Китая, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Турции. Большинство из них входят в число мировых лидеров по потреблению нефти и нефтепродуктов. То есть не сыграл очень серьезный фактор, на основании которого ожидался рост котировок нефти.

• Вторая причина. Слабая дисциплина участников ОПЕК — некоторые члены картеля добывают и поставляют на рынок объемы, которые равняются 120–130% от согласованной им квоты. Поэтому рынок получает дополнительные объемы сырья.

• Третья причина. Продолжение бурного роста добычи нефти в США и успехи сланцевой энергетики. Совокупный объем добычи нефти в США в октябре составил 11,6 млн. бар. в день (еще в августе Штаты обошли по этому показателю Россию и стали мировым лидером). Из них свыше 60% составляет сланцевая нефть. А к началу экспансии сланцевой индустрии в 2010 году доля сланцевой нефти составляла 25% объема добычи нефти в США. После того как в 2014—2016 годах цена нефти стремительно и существенно упала («в момент» — почти в 5 раз от пиков июня 2014 года до минимумов января 2016 года), себестоимость сланцевой добычи удалось снизить в среднем в 2 раза — с 75 дол. за бар. в 2014 году до 35—37 дол. за бар. в 2017 году. Главные факторы снижения себестоимости — существенный рост производительности буровых установок и оптимизация бизнес-процессов (при сильно увеличенных объемах добычи количество буровых установок на сланцевых месторождениях в настоящий момент вдвое меньше, чем в 2014 году). Не оправдались прогнозы, что сланцевая промышленность в США самоликвидируется после обвала цены нефти. Слабые игроки покинули рынок, остались наиболее приспособленные.

• Четвертая причина. Ожидание замедления роста мировой экономики из-за торгового протекционизма, повышение ставки ФРС и сворачивание программ количественного смягчения от ЕЦБ. Медленнее растет мировая экономика — меньше спрос на нефть. Кстати, 13 ноября ОПЕК немного уменьшила прогноз роста мирового потребления нефти в будущем году.

• Пятая причина. Рост предложения нефти. Международное энергетическое агентство заявило о том, что рекордными темпами растет добыча нефти не только в США, но и в России (в октябре она добывала 11,4 млн. бар. в день нефти и конденсата, установив постсоветский рекорд) и в Саудовской Аравии.

• Шестая причина. «Вербальные интервенции» президента США Д.Трампа в «Твиттере», который 12 ноября призвал стран-членов ОПЕК (и Саудовскую Аравию в частности) не снижать объемы добычи нефти, несмотря на падение цен. Вероятно, Саудовская Аравия и некоторые другие члены картеля не устоят перед просьбой Трампа. Особенно на фоне постоянных обострений на Ближнем Востоке (им необходима поддержка США).

• Седьмая причина. ФРС, в рамках новой политики QT («количественное усиление»), сокращает свой баланс, повышает ставку и постепенно изымает те средства, которые попали на рынки благодаря ранее проведенным программам количественного смягчения (QE). Рынки с приливом ликвидности растут, с отливом — падают. Это касается не только финансовых рынков, но и рынка нефти, которая во многом тоже является финансовым активом, — цена на нефть определяется на рынке фьючерсов, а фьючерсами торгуют в основном инвестбанки и спекулянты. Которые очень чувствительны к изменениям глобальной ликвидности. Кстати, спекулятивные инвесторы на рынке нефтяных фьючерсов резко уменьшили ставки на повышение цен — за первую неделю ноября фонды хеджа сократили «чистую длинную позицию» (разница между ставками на рост и ставками на снижение цен) по фьючерсам и опционам на нефть сорта WTI на 18%, на нефть сорта Brent — на 15%.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Перейду к последствиям падения цен на нефть. Оба основных эталонных сорта нефти подешевели с начала октября на 20 дол. за бар. Нефть сорта Brent в настоящий момент торгуется на 23% ниже октябрьского пика, сорта WTI — ниже на 26%. С точки зрения технического анализа, нефть вошла в «медвежий» тренд (падение более чем на 20% относительно недавних максимумов). Будет ли он по-настоящему долгосрочным? Предугадать это сложно.

В 2018 году в мире будет попотреблено около 36 млрд бар. нефти (или 3 млрд бар. на месяц). Если цена нефти, которая снизилась на 20 дол. за бар., продержится хотя бы на протяжении двух последних месяцев года, это снизит расходы потребителей нефти на 120 млрд дол., часть которых может быть использована для поддержки экономического роста. Если цена нефти не повысится на протяжении года, то речь будет идти о 720 млрд дол., часть которых может быть задействована для продолжения глобального роста экономики.

ШАНС ДЛЯ УКРАИНЫ

Что касается Украины, позитивным следствием возможного периода невысоких цен нефти станет снижение стоимости энергетического импорта. А мы хорошо знаем, насколько высока «топливная составляющая» как в себестоимости украинской продукции, так и в инфляции.

Важным последствием для развивающихся стран с сырьевой экономикой (Украина в их числе) иногда бывает рост цен на металлы после падения цен на нефть (это оказывается опережающим индикатором экономической активности).Так, в 1987—1988 и 2003—2005 годах цены на металл выросли более чем в 1,5 раза после того как нефтяные цены существенно снизились.

С одной стороны, рост цен на металлы был бы очень уместным, в том числе с учетом сложной ситуации с погашением Украиной внешнего долга в ближайшие несколько лет. С другой стороны, если ситуация на мировых товарных рынках будет развиваться по благоприятному для нашей страны сценарию, мы не имеем права опять, как это было не раз, упустить благоприятную возможность для модернизации (в том числе снижение энергоемкости производимой продукции) и реиндустриализации. Иначе наша судьба будет лишь в ожидании новостей с мировых товарных и финансовых рынков. А новости с них хорошими бывают не всегда...

Богдан ДАНИЛИШИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ