Приближающиеся президентские выборы превращают сугубо экономическую сферу деятельности — приватизацию — в арену жестких политических баталий. В субботу блок «Наша Украина» (устами одного из своих лидеров Петра Порошенко) заявил о негативном отношении к поспешной приватизации металлургического комбината «Криворожсталь». При этом депутат Иван Васюник напомнил, что «Наша Украина» внесла в Раду законопроект, которым предложила закрепить до конца 2004 года мораторий на приватизацию государственных стратегических предприятий, однако этот документ не был принят. В результате, как опасается депутат, стоимость предприятий может быть занижена.
На чем основываются подобные утверждения, пока неизвестно. Поэтому можно предположить, что они исходят в первую очередь из намерения победить на выборах и желания позволить приватизировать данные предприятия кому-то «своему». Словом, «Наша Украина» демонстрирует стране экономическое наполнение своих политических устремлений.
Тем временем в пятницу глава Фонда госимущества Михаил Чечетов разъяснял журналистам подходы к приватизации «Криворожстали», использовавшиеся нынешней властью. По его словам, ни один объект в Украине так тщательно не готовился к приватизации, как «Криворожсталь». Еще не зная о последующем заявлении Порошенко, Чечетов описывал все этапы подготовки. «Год назад по предложению Минпромполитики был утвержден согласованный с ФГИ план предприватизационной подготовки «Криворожстали», — рассказывал глава Фонда. — Он блестяще был выполнен, реализован Минпромполитики, которое на последней фазе предприятие корпоратизировало и обратилось непосредственно в Кабинет Министров с предложением об утверждении плана размещения акций ОАО «Криворожсталь». ФГИУ его поддержал...». Правительство, по словам Чечетова, очень тщательно готовило эту продажу. Когда утвердили план предприватизационной подготовки, были соответствующие пресс-конференции, было сказано «что и как». После этого ФГИУ докладывал в контрольной комиссии по приватизации, на правительственных комитетах, на комитетах Верховной Рады.
Предвидя атаки на Фонд, Чечетов также много и подробно говорил о реальной стоимости продающегося предприятия. По его словам, была проведена оценка — стартовая цена превышает 3 миллиарда 800 миллионов гривен. «Это самая гигантская стартовая цена, — заявил Чечетов, — Для сравнения я хочу сказать, что она превышает самую большую стартовую цену за все 13 лет украинской приватизации — продажу завода им. Дзержинского — почти в шесть раз». Действительно, еще полтора года назад никто и предположить не мог, что 42% акций «Дзержинки» продадут за такие деньги (договор о продаже был подписан в феврале текущего года, сумма сделки, и это без учета инвестиций, превысила 700 млн. грн.). По мнению экспертов, причина резкого повышения спроса на акции металлургических предприятий — пик потребления металла на мировом рынке. Именно в это время продавать предприятия металлургии наиболее выгодно. «Я думаю, цена выйдет за четыре миллиарда гривен», — добавил Чечетов.
При этом глава Фонда подчеркнул, что во главу угла при продаже «Криворожстали», составляющей основу отечественного горно- металлургического комплекса, ставятся национальные интересы Украины. Поэтому ФГИ предусмотрел обязательное участие национального капитала в приватизации предприятия.
Между тем некоторые потенциальные покупатели, что, впрочем, вполне закономерно, на первое место ставят собственные интересы. Так, представитель российской «Северстали», идущей на приватизацию в Украине совместно с американской Arcelor, И.Мтибелишвили утверждал: «Я потратил около 40 мин. на рассказ о «Северстали», чтобы ФГИ понимал кто является участником конкурса. При этом мы совершенно открыто сказали о дискриминационности его условий». «Северсталь» удовлетворило бы исключение из условий требование о производстве кокса украинского происхождения при сохранении требования о производства кокса вообще.
По-видимому, Чечетов готов отражать все атаки. «Северстали» он едва ли не прямым текстом посоветовал заключить альянс (это можно сделать очень быстро) с какой-либо из украинских компаний, имеющей соответствующие показатели — по словам замглавы Фонда Игоря Белоцерковца, условиям конкурса по объемам производства соответствуют шесть украинских коксохимических предприятий. При этом руководители приватизационного ведомства откровенно говорили о чрезвычайной заинтересованности Украины в том, чтобы дефицитный ныне кокс шел не на экспорт, а направлялся на крупнейшее предприятие отечественной металлургии. Рассказывая о подготовке конкурса, Чечетов подчеркнул: «Все прекрасно понимали, что ошибки при приватизации такого объекта недопустимы, так как они напрямую сопряжены с вопросами об экономической и национальной безопасности государства. В условиях во главу угла ставились, прежде всего, государственные национальные интересы Украины. Это ключевой тезис. Все прекрасно понимали при разработке условий, какая ответственность на тех людях, кто эти условия разрабатывал и кто утверждал...». По словам Чечетова, государство должно быть уверено в том, что к приватизации «жемчужины» украинской металлургии будут допущены только инвесторы с серьезными намерениями, которые обеспечат дальнейшее развитие «Криворожстали»: «Условия разрабатывались комиссией и подписывались главой Фонда. Их косвенно поддержало большинство Верховной Рады, в том числе и фракции меньшинства». По словам Чечетова, парламент не принял новую программу приватизации, из которой был исключен тезис о промышленном инвесторе. Тем самым была пролонгирована старая программа, где жестко действует тезис о промышленном инвесторе. «На мой взгляд, это абсолютно справедливо», — сказал Чечетов.
Первой из задач, которые решались при разработке условий конкурса, он назвал обеспечение социального мира и спокойствия в регионе. «Вдумайтесь в численность рабочих — 55732 человека. Умножьте на 3-4 члена семьи. Это почти четверть миллиона людей. Поэтому ошибки здесь недопустимы».
В любом случае, считает Чечетов, чтобы обеспечить прозрачность процесса продажи, конкурс следует провести до того, как парламент уйдет на летние каникулы: «Мы чувствовали бы себя спокойнее, если бы растянули разработку условий конкурса до июля. Но нам скрывать нечего. Мы вызываем огонь на себя, потому что хотим провести конкурс публично и прозрачно. Пусть смотрит парламент. С судами мы будем дискутировать. Но даже в условиях мощного, как я предполагаю, судейского прессинга, мы конкурс до логического конца доведем», — уверенно заявил глава Фонда госимущества.
Похоже, его уверенность питается не только поддержкой собственного правительства, но и позицией руководства России. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, как сообщал Интерфакс, не считает необходимым вмешательство правительств России и Украины для решения вопроса об обеспечении равного доступа российским компаниям для участия в конкурсе по продаже акций сталелитейного предприятия «Криворожсталь». Данный вопрос может быть решен на уровне руководителей хозяйствующих субъектов, подчеркнул Фрадков. Таким образом, всем потенциальным покупателям придется рассчитывать на собственные силы.