За указанный период, учитывая зачеты, Минуглепрому было выделено из Госбюджета на государственную поддержку убыточных угледобывающих предприятий 1477 млн. грн., на реструктуризацию отрасли — 381 млн. гривен. Более чем три четверти средств государственной поддержки направлено на уменьшение себестоимости добычи угля, но она продолжает расти. Как показала проверка, в компаниях и на предприятиях отрасли отсутствуют реальные программы финансового оздоровления, а выделенные около 2 млрд. гривен используются очень неэффективно.
В отрасли допускается нецелевое использование бюджетных средств. Только в результате выборочных проверок в аппарате Минуглепрома, государственных холдинговых компаниях «Донуголь», «Макеевуголь», «Луганскуголь», «Селидовуголь», «Свердловантрацит» установлено нецелевое расходование средств Государственного бюджета в сумме 178 млн. гривен.
Не полностью доходят к шахтерам бюджетные деньги, выделенные на закупку угля в государственный резерв. Так, в 1997 году на бюджетные счета государственной холдинговой компании «Селидовуголь» поступило 13,6 млн. грн. бюджетных средств для оплаты угля, закладывающегося в государственный резерв. Из этих поступлений компания перечислила шахтам за уголь 10,8 млн. грн., а остаток был использован не по назначению.
Был рассмотрен отчет о проверке использования в Министерстве труда и социальной политики средств Государственного бюджета за 1997 год и I полугодие 1998 года на социальную помощь и социальную защиту инвалидов.
Материалы проверки свидетельствуют, что в этом деле допущены серьезные ошибки и нарушения. Еще со второго полугодия 1996 года значится задолженность АО «АвтоЗАЗ» перед Фондом Украины социальной защиты инвалидов в сумме 13,7 млн. грн. Завод до сих пор не поставил уже оплаченных 1730 автомобилей для инвалидов, а полученные деньги продолжает использовать как беспроцентные бюджетные кредиты. Специалисты Счетной палаты установили факты проведения в системе предприятий и учреждений, подчиненных Министерству труда и социальной политики, необоснованных взаимозачетов на общую сумму более миллиона гривен. В частности, в результате взаимозачета на 600 тыс. грн. между Винницким государственным экспериментальным протезно-ортопедическим предприятием и Винницким ликеро-водочным заводом при участии посредника СП «Вин-Фор-Лайн» обязательства сторон не выполнены, а указанная сумма фактически находится в пользовании коммерческой структуры. Выявлены также факты, когда целевые средства Фонда социальной защиты инвалидов вопреки действующему законодательству предоставляются в качестве займов на покрытие расходов местных бюджетов. Именно такие займы предоставлены в 1997—1998 годах Днепропетровскому областному и городскому финансовым управлениям на сумму 3,4 млн. грн. Грубые нарушения допущены тогда, когда фактическое финансирование потребностей на социальную защиту инвалидов составило в 1997 году 39,8%, а в первом полугодии текущего — всего 27,3% запланированного.
Коллегия постановила направить заключения и предложения по этому вопросу в Кабинет Министров, Государственную налоговую администрацию и Министерство труда и социальной политики, а также передать соответствующие материалы Генеральной прокуратуре Украины.