Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Стальные» горизонты

Отечественные металлурги предупреждают об угрозе кризиса в отрасли. У экспертов свои прогнозы...
8 сентября, 2008 - 20:27
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ФОРМИРУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕНТ ВВП. ЕСЛИ У МЕТАЛЛУРГОВ НАЧНУТСЯ ПРОБЛЕМЫ, ТО ЭТО СКАЖЕТСЯ НА СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИКИ / ФОТО РЕЙТЕР

В конце июля впервые за весь 2008 год произошло снижение объемов производства металлопродукции в Украине. В частности, на металлургических предприятиях по сравнению с июлем 2007 года, объемы выплавки чугуна сократились на 92 тысячи тонн, стали — на 224 тысячи тонн, производства проката — на 195 тысяч тонн. Сами металлурги такой поворот объясняют дефицитом кокса, ремонтом печей и снижением спроса на металлопродукцию на внешних рынках, где реализуется более 7% их продукции.

ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, КАК НА ЛАДОНИ...

Резкое увеличение цен на сталь в первом полугодии 2008 года, безусловно, сыграло свою роль. Однако мировые тенденции подогрели еще и внутренние проблемы.

Острее всего отечественные металлурги ощущают дефицит коксующегося угля. По данным ассоциации «Укркокс», для покрытия потребностей украинских металлургов в коксе в 2008 году стране необходимо около 28 миллионов тонн угольного концентрата, из которых Украина добывает не более 17 миллионов тонн. Еще более 11 миллионов тонн следует импортировать. Как известно, главный его поставщик — Россия. «Мы покупаем большую часть угля в России, и, к сожалению, в последние два месяца Россия существенно сократила поставку: к нам поступает в лучшем случае 40—50% объемов угля, который мы заказывали. И если бы не этот кратковременный, как мы считаем, спад на рынке металлопродукции, у нас были бы значительные проблемы», — говорит директор дивизиона угля и кокса «Метинвест-Холдинга» Владимир Гусак.

Проблемы у украинских металлургов с угольными поставками начались после недоразумений между российским горно-металлургическим холдингом «Мечел» Игоря Зюзина с Федеральной антимонопольной службой. Масла в огонь добавил премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин, который с интервалом в несколько дней дважды обвинил холдинг в несоответствии угольной цены на экспорт и для внутреннего рынка, чем поспособствовал обрушению акции компании на фондовом рынке.

Такие события, по словам самих металлургов, создают серьезную угрозу дефицита коксующегося угля. Вместо этого опрошенные «Днем» эксперты утверждают обратное. «Я не думаю, что Россия будет целеустремленно существенно снижать поставки коксующегося угля в Европу. Политика — политикой, но для частного бизнеса экспорт коксующегося угля — это значительная часть их доходов. В России разрабатываются проекты, направленные на увеличение добычи угля, поэтому российские компании заинтересованы в удержании существующих рынков и в выходе на новые», — говорит «Дню» аналитик «Конкорд Капитал» Андрей Герус.

Его поддерживает инвестиционный аналитик КУА Tiger Asset Management Антон Павловский: «Ситуация вокруг «Мечела» нормализировалась — чиновники больше не говорят о налоговых претензиях. Похоже, что Зюзин в ходе встреч с заместителем председателя правительства Российской Федерации Сечиным сумел донести производственные особенности выдвинутых компании нарушений: экспортные цены в первом квартале были в три раза ниже внутренних, — аспект технический, потому что действовал прошлогодний контракт, а причина недопоставок угля внутренним потребителям — авария на шахте. Мы считаем, что при сохранении существующих тенденций в расширении конфликта, влияние этой ситуации на наших металлургов можно считать минимальным».

Вместе с тем, риск угольной зависимости украинских металлургов от российских поставок со временем может превратиться в еще один весомый экономический рычаг для политического давления на Украину. Страна физически не может обеспечить металлургов углем собственного производства. Понимая такой каламбур, металлурги активизировались для разрешения «кризисной ситуации».

«К нам обратились металлурги с просьбой инвестировать в государственные шахты с добычи коксующегося угля... О приватизации речь не идет...» — недавно заявил министр угольной промышленности Украины Виктор Полтавец. Как не обойти буквы закона и при этом обойти Фонд госимущества, который игнорирует все правительственные попытки приватизации в угольной отрасли? Это и действительно вопрос, говорит Полтавец. А тем временем о своей готовности инвестировать в коксодобывающие шахты, по словам министра, уже заявили ММК им. Ильича, ИСД и «Метинвест».

О другом варианте избежания зависимости от соседского коксующегося угля рассказал Герус: «Крупные металлургические компании занимаются развитием импортных поставок, пытаются их диверсифицировать, ищут способ избежать риска с поставками российского кокса. Так, «Криворожсталь» завозит уголь из Польши, Индустриальный Союз Донбасса — из США. Из США начинает импортировать уголь и «Метинвест».

Однако и такой подход считать надежным нельзя. Если из Польши доставлять уголь можно железнодорожным транспортом, то для импорта из США и других неевропейских стран следует воспользоваться большими морскими судами (чтобы это было экономически выгодно). Но здесь мешает отсутствие глубоководных портов. «В Украине сложилась беспрецедентная ситуация: страна ведет активную международную торговлю не имея глубоководного порта», — говорит заместитель генерального директора объединения «Металлургпром» Виктор Лесовой. Государство же не спешит браться за развитие недешевой морской инфраструктуры, а сами металлурги только активизируются в этом направлении. Так, недавно сформированный консорциум ИСД и ArcelorMittal уже записал среди своих приоритетных задач пункт о строительстве глубоководного порта.

По словам представителей горно-металлургического комплекса, проблем добавляет и задолженность с возмещением НДС, дефицит подвижного вагонного состава. Учитывая же нынешние события в Грузии и неудовлетворительную в этом вопросе для России реакцию Киева, можно ожидать еще одной неприятности для металлургов — цену газа. Интересно, что премьер-министр Украины Юлия Тимошенко до начала военных действий в Грузии уверенно говорила о плавном переходе к европейскому уровню расчета за голубое топливо для Украины. Однако в русле упомянутых событий из Белокаменной еще не поступило ни одного заявления о дальнейшем варианте газовых отношений. Наверное, они прозвучат позже, когда похолодает...

Если и будут газовые комплименты, говорит Герус, то их ощутит не вся металлургия. «Повышение цены газа, в первую очередь, ударит по «Запорожстали», где сталеплавильный комплекс состоит из мартеновских цехов. В общем же проблема повышения цены газа — это больше проблема отдельных компаний и их владельцев, а не отрасли в целом, — говорит он и добавляет: — В себестоимости продукции доля газа может составлять 7—8%. Если же на металлургическом предприятии поставить новые доменные печи с технологией пылеугольного вдувания, мартеновские печи заменить конверторами, то эта доля может снизиться до 2—3%».

ПЛАН СПАСЕНИЯ

Спасение утопающего — дело рук самого утопающего, утверждают эксперты. Однако отечественная металлургия обеспечивает немалый процент для формирования ВВП страны. Если у металлургов начнутся проблемы, то они автоматически повлияют на состояние экономики. После непродолжительных ожиданий, представители горнометаллургического комплекса решили поделиться своими проблемами и перспективами развития отрасли с должностными лицами на специальном совещании. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко пообещала поддержать ряд металлургических предложений для нормализации ситуации в отрасли. В частности, это касается снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки, чтобы они не превышали российских; уменьшение цен на коксующийся уголь и железорудное сырье. Она также предложила снизить, или временно отменить 12% целевой надбавки к тарифу на природный газ, а от «Нафтогаза» — пересмотреть цены на импортированный в Украину газ в соответствии с рыночным курсом. Антимонопольный комитет должен дальше всегда учитывать ситуацию на мировом рынке металлопродукции при рассмотрении вопросов роста цен на газ и тарифов на железнодорожные перевозки.

Кроме того, правительство рассматривает возможность безаукционного предоставления лицензий на разработку участков для добычи коксующегося угля, возврат НДС при импорте энергосберегающего оборудования и освобождения от ввозной пошлины при импорте энергосберегающих материалов и оборудования. С внедрением последней идеи у должностных лиц туговато, потому что еще нет утвержденного перечня такого оборудования. Не лучше дела и с получением металлургическими комбинатами лицензий на разработку угольных месторождений. Если инициативу Минпромполитики поддержат, то металлургические комбинаты будут получать лицензии без проведения конкурсов, что должно удешевить цены на уголь и сократить его дефицит. Однако металлурги в эту идею верят не очень, потому что достаточного количества участков вряд ли будет хватать для всех желающих. К тому же, выгоднее вкладывать в уже существующие шахты, нежели разрабатывать новые. Сделать же последнее при условиях блокировки приватизации шахт Фондом госимущества практически нельзя.

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Жалобы металлургов эксперты рассматривают по-разному. Одни их поддерживают. «До конца 2008 года возможна незначительная коррекция. То есть цены на продукцию отечественных металлургов до конца года, скорее всего, снизятся на 5—10%. В 2009 году тенденция может измениться в сторону роста. Все будет зависеть от спроса. В то же время рост производственных мощностей будет высоким только на Алчевском метзаводе и «Азовстали». Остаток предприятий, наверное, не покажут большого прироста», — прогнозирует аналитик Dragon Сapital Иван Харчук.

Другая экспертная группа считает, что происходит своего рода игра на опережение. Мол, сегодня металлурги действительно несут определенные убытки, но это обусловлено сезонным снижением цен на их продукцию на мировых рынках. «По нашим оценкам, в среднем, в этом году прибыльность бизнеса металлургов на 1—2% снизится, но в денежном эквиваленте прибыли существенно вырастут... В прошлом году цена на сталь составляла $510—550, а в нынешнем — $800—900. 22% маржи от $530 — это $117. В 2008 году маржа уменьшилась до 20%, а от $850 — это $170», — делится своими выводами с «Днем» Герус.

По мнению Павловского, быстрый рост потребления металлопродукции с боку Китая, Индии и стран Ближнего Востока будет продолжать положительно влиять на предприятия металлургического сектора и в следующем году. «По прогнозам Международного института чугуна и стали, в 2008 году мировой спрос на сталь вырастет на 6,7% (до 1,282 миллиарда тонн). Основными «локомотивами роста» будут страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), где потребление вырастет на 11,1%. При увеличении потребления металла можно говорить о дефиците мощностей для производства необходимого объема стали, что гарантирует высокий спрос и цены в течение еще как минимум нескольких лет», — детализирует он.

Между тем, должностные лица предлагают металлургам развивать свой потенциал за счет внутреннего рынка потребления. Напомним, что в первом полугодии текущего года он вырос всего на 0,3%. Заместитель министра промышленной политики Владимир Севернюк как один из вариантов называет обеспечение предприятий сельскохозяйственного машиностроения металлопродукцией по фиксированной цене. «Это нереально. Дело в том, что все «сталелитейные» компании — частные и не подчиняются государству», — говорит Харчук. Поэтому маловероятно, что они согласятся на условия, которые противоречат правилам рыночной игры и пророчили им потерю прибылей. Целесообразнее всего развивать внутренний рынок за счет активного кредитования отечественных производителей на приобретение оборудования, утверждает эксперт.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ