Ровно пять месяцев назад Петр Алексеевич Порошенко принес присягу Президента Украины. А еще за две недели перед этим в своей предвыборной кампании он пообещал продать свой бизнес. Весь, кроме «5 канала».
Помните? Те, кого смущало «происхождение» большого капитала кандидата в Президенты Порошенко, тогда восприняли этот «жест» на ура. А в разговорах с «Днем» некоторые бизнесмены уже после голосования рассказывали, что едва ли не это заявление Порошенко перевесило в их решении за кого голосовать.
Одним словом, заявление было громкое, правильное и меткое. И все мы его услышали и запомнили. И услышали, и запомнили не только украинцы, но и мир. А особенно — бизнес.
«Дню» из достоверных источников известно, что обещание Порошенко в случае победы продать бизнес заинтересовало одного из мировых лидеров рынка продуктов питания — корпорацию Uniliver. Компания имеет интерес к приобретению кондитерского бизнеса Порошенко — корпорации Roshen. И говорят, что Uniliver готов дать хорошие деньги и даже рассматривает вариант сохранения бренда и ассортиментной линейки.
Кроме того, за возможность отхватить «вкусный» контракт взялись компании тройки лидеров мирового рынка аудита и консалтинга. Они внимательно отслеживали все заявления Порошенко после инаугурации. И ждали, когда же он наконец перейдет к тому, что пообещал. Кроме того, их клиенты уже начали «выстраиваться в очередь» на аудит бизнес-портфеля Петра Алексеевича. Ведь практика продаж таких бизнес-активов говорит, что проводится двойной аудит: тот, кто продает, и тот, кто покупает. Поэтому переложить из кармана в карман без «лишнего внимания» свой бизнес Порошенко было бы невозможно. За активами Порошенко начали следить все ведущие игроки как аудиторского, так и профильных (кондитерский, машиностроительный, банковский и так далее) рынков. Но новоизбранный Президент взял паузу. И начал выполнять другое свое предвыборное обещание — «Мирный план».
И только через три месяца на вопрос журналиста «Громадського ТБ» после пресс-конференции «Стратегия Украины 2020» Порошенко ответил, что будет продавать собственный бизнес, заключив соглашение с Rothschild Group.
После этого появилась еще одна интересная новость: исполнительный директор и сопредседатель Rothschild&Cie сообщил, что украинским партнером Rothschild в этом процессе станет «Инвестиционный капитал Украина».
К сведению читателей, это — украинская инвестиционная компания, которая еще до 20 июня этого года находилась в совладении и под руководством Валерии Гонтаревой, которую на должность главы Нацбанка рекомендовал сам Петр Порошенко.
Кстати, еще один интересный нюанс: Гонтарева вышла из совета директоров и продала свою часть в нем на следующий день после назначения в Нацбанк.
После этого сообщений о продаже от бизнес-портфеля Порошенко не было. Зато начали появляться другие интересные новости: например, что продукция Roshen, несмотря на все запреты и бойкоты, и в дальнейшем контролирует 7% всего кондитерского рынка Российской Федерации, а Международный инвестиционный банк, главным акционером которого является Президент, а руководит им его отец — Алексей Порошенко, увеличил уставный капитал на... 50%. Правда, председатель НБУ Валерия Гонтарева объяснила журналистам, что НБУ не видит никаких признаков злоупотребления в этом. «Международный инвестиционный банк — небольшой, достаточно стабильный. И рост активов может быть в связи с тем, что в его активах и пассивах есть большая доля иностранной валюты, которая подорожала из-за удешевления гривни», — заявила она в комментарии «Радио Свобода». Сам Президент пока никак не объяснил рост своего бизнеса, что, как отмечают эксперты, мягко говоря, добавляет его оппонентам «козырей».
КОММЕНТАРИЙ
Андрей НОВАК, экономист:
— Состояние бизнеса Президента после его избрания в условиях фактической войны, которую переживает Украина, вызывает много вопросов.
Почему, когда во всей банковской системе активы выросли на 5%, в банке, главным акционерам которого является Петр Порошенко, а управляет им его отец — Алексей Порошенко, рост составляет 50% — в десять раз больше?
Почему три года завод Roshen в России не мог запуститься, и только после избрания Порошенко Президентом, несмотря на то, что Россия воюет с Украиной, вдруг запускается на полную мощность Липецкая кондитерская фабрика?
Почему, несмотря на постоянные торговые войны России против украинской продукции, доля компании Roshen на российском кондитерском рынке никак не уменьшилась?
Почему, в конце концов, Президент не реализовывает свое предвыборное обещание и не продает свой бизнес?
Наличие этого комплекса вопросов свидетельствует о том, что Петру Алексеевичу нужно выйти на отдельную пресс-конференцию. И разъяснить людям состояние и динамику своего бизнеса после избрания Президентом. И, конечно же, отчитаться за выполнение предвыборных обещаний.
Иначе домыслы в экспертной и журналистской среде могут серьезно навредить. И этот вред будет больше, чем откровенные ответы Президента на эти вопросы, которые он сам фактически спровоцировал. Ведь давая такое обещание и не выполняя его, а тем более, не комментируя, Порошенко становится политически уязвимым. Равно как и подрывает доверие к нему рост прибылей его бизнеса в Украине в условиях, когда весь бизнес и вся экономика показывают стремительное падение.