«Лично мне не нравится носить вещи, купленные на рынке. А вот для престижных магазинов моих денег маловато, — делится с «Днем» своей проблемой бухгалтер Дарья Якушина. — Я с удовольствием покупаю украинские изделия, потому что они, как правило, дешевле магазинных и качественней рыночных, а за модой я не гонюсь». Чтобы удостовериться в этом, «День» заглянул на выставку-ярмарку промышленных товаров для населения, которая сегодня завершила свою работу в Киевском планетарии.
К сожалению, посетителя выставки ожидало разочарование: действительно украинских изделий тут было не так уж и много. Казалось, что в Планетарий попросту перенесли с наших вещевых рынков привычные палатки с польско-турецким ширпотребом. «Когда эти выставки только начинались, здесь действительно были представлены в основном изделия украинских производителей, — говорит продавец-консультант Черкасской обувной фабрики Ирина (свою фамилию девушка назвать не захотела). — Теперь же устроители, стремясь больше заработать на аренде, продают места всем желающим. И от этого опять-таки страдает национальный производитель: сюда приходит меньше людей, объемы продаж падают, следовательно, участвовать в таких выставках становится все менее выгодно».
И все же при желании отечественный товар тут отыскать можно. Вопрос в том, насколько он привлекателен. Буквально бросается в глаза, что фасоны и модели повторяют дизайнерские решения и капризы моды, популярные года два, а то и три тому назад. При этом производители не скрывают, что они даже не стараются следовать моде. Куда легче воспроизводить классические модели, которые носят, носили и будут еще носить не один год. Ну а многие вещи в точности копируют даже то, что носили еще наши бабушки: цветастые халаты, ночные рубашки с рукавами-фонариками и комбинации с розовыми и голубыми рисунками когда-то были мечтой советских женщин. Неужели наши производители всерьез считают, что вкусы покупателей не меняются? «Наши изделия покупают люди разных возрастов», — заявляет Ольга, представительница киевской фирмы «Отечественный текстиль» (дистрибьюция изделий различных украинских производителей), словно бы извиняясь за то, что для молодежи они явно не подходят.
Конечно, было бы неправильно утверждать, что все отечественные компании относятся к современной моде свысока. «Я стараюсь закупать более-менее современные модели, отличающиеся от того, во что одеты большинство людей на улицах, — отвечая на вопрос «Дня», сказала директор фирмы ДИЮК (дистрибьюция верхней женской одежды от украинских фирм) Ирина Назаренко. — Но вкусы наших покупателей иногда заставляют мои волосы шевелиться от ужаса: многие покупают не то, что идет им, а то, что носит соседка и, получается, выбирают старомодные цвета и модели. Например, вся Европа носит светлое, а у нас выбирают стиль «а ля бабушка», одевая только серое, черное и коричневое».
Впрочем, несмотря на то, что продукция отечественных фирм далеко не всегда может удовлетворить изысканный вкус, но по добротности и качеству пошива она выгодно отличается от иностранного ширпотреба, заполоняющего базары и, как мы видим, проникающего даже на выставки отечественных товаров. В наших изделиях гораздо меньше используют синтетические ткани, швы в них лучше прошиты, а обувь, можно ручаться, не развалится через пару месяцев.
Но и с этим у нас есть проблемы. Как известно, главная предпосылка качественного исполнения изделий — хорошее сырье. Но на отечественном рынке, как утверждают производители, его нет. В частности, производители обуви говорят, что цветной кожи наши фабрики не выпускают, а черная не всегда соответствует нужному качеству. Текстильщики заявляют, что фланель на нашем рынке только импортная, производителям костюмов не нравится сукно, которое может предложить Украина, — большинство сырья идет из Беларуси, России, Польши. «Украинские производители сырья хотят нажиться на нас, предлагая качество, которое гораздо хуже, чем они про него говорят, — заявил «Дню» представитель львовской обувной фабрики «Стептер». — Из кожи, которая маркируется как первый сорт, только 25% этому соответствуют».
А вот цены на отечественную продукцию действительно очень низкие. Туфли, аналогичные тем, за которые на базаре хотят получить 250—300 гривен, на выставке предлагали за 130— 150. Женские блузки дешевле гривен на 40, мужские рубашки — на 30—35, верхняя одежда — на 100—150 гривен. Выставочные цены на трикотаж впечатляют особо — водолазки от 7 до 20 гривен (только украинцы могли догадаться изменять их цену в зависимости от размера). Джемпер может стоить 35 гривен, носки — 2—4 гривни.
«У нас никогда не сокращаются объемы продаж, — сообщила «Дню» представительница фирмы из Александрии (Кировоградская обл.) Наталья. — Это связано именно с низкими ценами — купить наши изделия может каждый украинец». Правда, на выставке можно встретить и производителей, стремящихся занять несколько более высокую нишу. «Мы ориентируемся на средний класс, который не хочет покупать на базаре, но еще не может покупать в магазинах, — говорит Наталья, представительница харьковской компании. — Наши цены на мужские костюмы выше рыночных, но, в принципе, доступны. К нам приходит не так много людей, зато это наши постоянные клиенты, которым нравятся наши изделия».
И действительно, покупателей на выставке много. Причем видно, что многие тут не первый раз. Они сразу идут к знакомым стендам с полюбившейся продукцией. Глядя на них, просто не хочется верить некоторым производителям, утверждающим, что они выходят на выставки исключительно ради рекламы. Впрочем, эта точка зрения также оправдана: выставки далеко не самый плохой вариант продвижения товара на рынок. Немаловажно и то, что так называемого массового покупателя привлекает, а следовательно, устраивает. «Я часто хожу на такие выставки, — говорит «Дню» студентка Елена Митина. — Не могу сказать, что мне нравится весь ассортимент продукции, но то, что мне надо, я нахожу».