Для таких целей Международное бюро кредитных историй разрабатывает специальную базу истории страховиков. В бюро говорят, что это будет отдельный вид услуги, который будет помогать предотвращать злоупотребление со стороны клиентов. «Можно избежать случаев, когда субъект страхуется в нескольких компаниях, а потом с каждой получает полное страховое возмещение в случае наступления или фальсификации страхового случая. В основном это касается КАСКО. Мы будем предлагать свой продукт для всех участников рынка», — говорит директор по развитию бизнеса Международного бюро кредитных историй Олег Кальченко.
Опрошенные «Днем» страховики такую идею поддерживают. «Рынок нуждается в большом и качественном сервисе: статистике о рынке, информации о клиентах и т. п. На мой взгляд, это позитивный шаг. С другой стороны, структура может создаваться, но она должна быть востребована. Существуют факты, когда клиент хочет обойти страховые компании путем злоупотребления. Во избежание этого и необходима информация о клиенте, о его деятельности, платежеспособности, финансовой надежности. Если такая информация действительно будет интересовать страховые компании, то они, безусловно, будут за нее платить», — комментирует ситуацию «Дню» президент Лиги страховых организаций Александр Филонюк. По его мнению, такую услугу следует применять не только для КАСКО, но и для страхования гражданско-правовой ответственности, здоровья, от несчастных случаев и для других массовых видов страхования.
«Следует дифференцировать не по видам страхования, а по размерам страховой суммы. То есть начинать применять такую услугу необходимо с клиентов, которые имеют высокие по стоимости объекты страхования. Такими объектами могут быть дорогие автомобили, дома, яхты или даже жизнь человека. Возможно, в будущем и стоит создавать базу страховых историй для всех клиентов, но начинать нужно с тех, чьи риски являются очень дорогими. Здесь главное не то, что застраховано, важна стоимость страхового покрытия», — высказывает «Дню» свою точку зрения председатель правления страховой компании «Дженерали Гарант Страхования жизни» Станислав Гоцуляк.
Эффективность такой услуги будет зависеть от имеющейся в наличии в ней информации. В бюро акцентируют внимание на полноте предоставления информационного багажа о клиенте. «Для страховых компаний преимущество сотрудничества с бюро кредитных историй заключается в том, что бюро аккумулирует информацию из очень широкого круга источников. Это и банки, и финансовые, лизинговые и страховые компании. Вся информация от них передается в базу данных бюро», — рассказывает Кальченко.
Страховики же говорят, что как можно полнее обеспечить сбор информации в такую базу страховых историй могут только действительные игроки рынка, которые работают с населением. «Это приблизительно три десятка компаний, которые работают на классическом рынке с физлицами», — подсчитывает Гоцуляк. Филонюк считает, что должно быть не меньше 50 компаний, и при этом они должны работать не только в столице, но и в регионах. В целом страховики не видят преград для развития базы страховых историй. Однако сегодня с настороженностью к ней вынуждает относиться риск «сливания» информации. «Страховики боятся раскрывать свою информационную базу», — рассказывает Филонюк. — Можно раскрывать качество основных показателей, не являющиеся тайной для других компаний: информация связана с видом страхования, объемом застрахованного средства, с выплатами».